В Петербурге начинается празднование столетия российского кинематографа.
До последнего момента юбилейные торжества находятся под угрозой срыва: на пленуме петербургских кинематографистов звучат призывы к бойкоту. Причина этих призывов — не только фирменная мрачность питерской артистической братии. Хотя излюбленный штамп постперестроечной публицистики «пир во время чумы» оказывается как нельзя более уместен: на фоне развала кинопроизводства празднование юбилея отечественного кино выглядит не то циничной насмешкой, не то поводом для некролога. Даже сама формулировка кажется недоразумением: строго говоря, российскому кинематографу, «дебютировавшему» в 1908 г. Понизовой вольницей Александра Дранкова и Владимира Ромашкова, не перевалило еще и за девяносто. Праздновать же на самом деле собираются не «столетие российского кино», а «столетие появления кино в России» (в мае 1896 г. в театрике «Аквариум», ставшем ныне одним из павильонов «Ленфильма», в перерыве между вторым и третьим актом французского опереточного фарса для почтеннейшей публики прокрутили несколько люмьеровских фильмов). Терминологическая нелепица заставляет вспомнить о ее источнике — президентском Указе № 785 от 15 апреля 1994 г. «О протекционистской политике РФ в области отечественной кинематографии…», где единой строкой повествовалось о «приближающемся 100-летнем юбилее мирового и российского кинематографа». Отсюда — дополнительное раздражение: подготовка к фиктивному юбилею идет полным ходом, а вот «программа протекционистских мер в области отечественной кинематографии», разработка которой была предписана правительству тем же Указом (п. 5) и как раз по случаю юбилея, по большей части так и осталась очередным произведением малоизящной словесности.Одни кричат, что праздновать нечего, другие — что незачем. Как и полагается при демократии, побеждают третьи, которые по доброй русской традиции говорят: раз уж есть повод (какой ни есть) и раз уж все равно не снимаем, так давайте хоть отпразднуем. Бурные предъюбилейные страсти вмиг утихают, задавленные 160-килограммовым тортом, который в полдень 6 мая выкатывают на радость собравшимся в экс-«Аквариуме». Лидия Смирнова и Евгений Шапиро открывают мемориальную доску, питерские кинематографисты-хозяева оживленно беседуют с многочисленными московскими кинематографистами-гостями, а залетная звезда Софи Марсо (снимающаяся в петербургских сценах Анны Карениной) усердно чарует юбиляров. В 24 кинотеатрах города проходит фестиваль «Виват кино России!», в кинотеатре «Спартак» — фестиваль короткого метра «SHORT(ie)S» из 15 программ, в Екатерининском и Таврическом дворцах — торжественные приемы. А скорбные речи о положении дел в отечественном кино переносятся в специально отведенный дискуссионный клуб «Кино без ОТК». Всеобщую благость немного омрачает лишь пикет, устроенный работниками «Леннаучфильма» около Александринского театра, куда все сопричастные юбилею направляются на торжественный вечер в постановке Всеволода Шиловского. На плакатах пикетчиков — надписи в духе недавних гневных выступлений с трибун пленумов: «Два дня войны в Чечне — год работы кинематографа», «101-й год кино без кинематографа?», «Из всех искусств для нас важнейшим является американское кино». Справедливо рассудив, что эти надписи касаются не ее, а правительственных структур, нарядная кино толпа благополучно устремляется дальше.