Скауты

Скауты
Давайте постараемся быть подобными мудрецам, проповедникам и героям, но не будем требовать, чтобы нас считали таковыми. Мы не требуем от других, чтобы они были сверхлюдьми (Übermenschen). Мы, скауты, признаём за всяким нормальным человеком право жить нормальной жизнью. Нас более всего интересует свобода духа и максимальная активность свободного духа. Пусть каждый живёт как можно интенсивнее, пусть как хочет и может, использует все свои силы и крепость, только это никогда не должно быть во вред другим. Проявление личности в полной мере и радостное переживание, вот наши конкретные задачи. Скаутизм – это религия Радости и Солнца! Он далёк от той крайности, в которую впадают аскеты, отшельники и пустынники. Когда организовывались первые монастыри, а ещё более в Средние века, господствовало представление, что материя – это орудие дьявола, что земная красота здесь для того, чтобы поймать людей в сети нечестивого. Что, кто хочет спасти душу, должен бежать от всех чар и прельщения этой земной жизни. В пустынях и горах, позднее в монастырях нужно себя спасать, напуганные набожные души. Но и в уединении своих убежищ они ощущают мощную власть своего собственного тела и своей мятежной (беспокойной) фантазии. Необходимо бороться против искушений, которые рождаются в нас самих, а они приходят от нашего грешного тела. Для того, чтобы нам укрепить дух, нам следует ослабить тело. Молитва и пост, душевное напряжение и ослабление тела, вот опробованное средство спасения. Ещё лучше, если пост и умерщвление плоти переходит в сознательное подвержение себя мучениям, голоду, и другим подобным методам порчи здоровья и организма. Разве дух окажется освобождённым от своих оков имен таким методом!? Оставляющие без внимания и губящие тело аскеты шли против природы, и не были около цели даже близко, а часто и наоборот – часто были жертвами опасных иллюзий и галлюцинаций. Вспомним очень хорошо написанное произведение Анатоля Франса «Таис», где описывается один пустынник, который в течение долгого времени спасался на «столпе». Он уже думал, что достиг цели, т. е. спас свою душу, но стал жертвой низкой страсти к Таис. И это именно в момент, когда она, бывшая куртизанка, которая под влиянием его слов стала монахиней и умирала как настоящая святая. К нашему организму имеет отношение закон относительности: всё, что находится в известных границах, служит развитию; тренировка и усовершенствование органов, всё, что переходит эти границы, угрожает не только здоровью, но и нашему существованию. Не следует телу быть обузой духу, а это случается и у аскета, и неумеренных приверженцев гедонистской теории, т. е. у тех, которые считают наслаждение главной жизненной задачей. Чрезмерные наслаждения или неразумное удовлетворение порочных страстей воспрепятствуют духу подняться ввысь. Душа сибарита, пьяницы, наркомана или развратника не обязательно злая и отвратительная, она может оставаться в сущности доброй, но она во всяком случае лишена возможности осуществить что-либо прекрасное и возвышенное, она похожа на заключённого узника, ибо она пленница тела или как русские говорят – «в плену у тлена». Мудрый Экклесиаст в этом случае прав, когда говорит: «Тело, которое сгниёт, служит душе бременем, и это земное строение (т. е. тело) угнетает многозаботливый разум Но мы не пленники тела, когда оно нормально функционирует. Гармония между духом и телом существует. С большим основанием мы имеем право жить нормальной жизнью, и мы отстранимся от крайностей аскетизма и эпикурейства. Для нас не являются целью ни самоотречение, ни телесные наслаждения, ни развлечения и забавы. Но это не означает, что скаутская жизнь монотонна, скудна впечатлениями и лишена радости. Как раз наоборот! Мы следуем словам апостола Павла: «Всегда радуйтесь!». Мы полностью соглашаемся в этом отношении с Ницше, который сказал: «С того момента, как существуют люди, человек не слишком радовался, а это-то, братья мои, наш самый большой наследственный грех». Мы не ищем радость саму по себе, как таковая она не может не существовать, мы стремимся к тому, чтобы она нас постоянно сопровождала как выражение душевного удовлетворения, которое является, когда достигнуты благородные и возвышенные цели, когда увенчан успехом наш творческий труд и когда мы видим, что уже имеем искренних друзей и подлинных братьев – товарищей.