Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
Основные тенденции академической музыки, оперы и балета в1986 г.В первый год перестройки внимание направлено на «белые пятна» традиционного концертного репертуара, и современная музыка здесь на первом месте. Музыка композиторов отечественного авангарда перестает быть запретным плодом, как в 1970-е гг., зато их имена — прежде всего знаменитой «московской тройки»: Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова — выучивает широкая отечественная аудитория. Хотя отдельные исполнения на Западе были и раньше, их настоящая популярность здесь начнется в конце 1980-х гг., во время бума советской музыки и в связи с общей волной интереса к советской истории. Впереди и официальное признание на Родине: многочисленные премии, в том числе и государственные, а также прочие знаки отличия будут в изобилии выдаваться в 1990-е гг., когда все трое композиторов уже будут жить за рубежом.Возникает процесс, аналогичный публикации ранее неразрешенных литературных произведений. Исполняются сочинения отечественных и западных композиторов, чья музыка ранее звучала редко либо не звучала вовсе. Афиши пестрят «первыми исполнениями в СССР» и «мировыми премьерами». Под этой рубрикой может стоять имя Шнитке, Кейджа или Стравинского. В 1980-е гг. эти слова пока еще в новинку, они не обманывают и не разочаровывают слушателя. Концерты музыки ХХ в. собирают полные залы. Начинается фестивальный бум: в Баку проходит фестиваль «Музыка ХХ века», в Брянске — фестиваль современной музыки им. Рославца. «Ленинградская музыкальная весна» становится международной.В опере же в целом по-прежнему царит рутина: премьеры в столичных театрах не являются ни выдающимися явлениями, ни заметными событиями («Вертер» Массне и «Мазепа» Чайковского в Большом театре, «Черевички» Чайковского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко). Однако на этом фоне намечаются новые явления. Юрий Темирканов, уже десять лет возглавляющий Кировский театр оперы и балета и значительно поднявший его рейтинг, обновляет звучание хрестоматийной классики (собственные постановки Темирканова — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского — стали крупнейшими событиями первой половины 1980-х гг.), внедряет современный отечественный репертуар (оперы и балеты Андрея Петрова и Родиона Щедрина), возрождает традиции симфонических концертов в театре.В московском Камерном театре Бориса Покровского идет альтернативный репертуар — старинная и современная опера. В ленинградском Малом оперном театре ставят «Марию Стюарт» Сергея Слонимского, оперу ленинградского композитора Геннадия Банщикова «Горе от ума» — в Красноярском театре оперы и балета. Центрами экспериментов, привлекающих внимание столичных опера манов и критиков, к середине 1980-х гг. становятся театры Свердловска и Перми.Ольга Манулкина.Принято считать, что развитие балетного искусства отстает от актуальных художественных идей. Репертуар советских театров 1986 г. полностью подтверждает эту тенденцию: на дворе «перестройка», «демократизация», «гласность», а на академических сценах все еще царит поздние брежневский «застой».В Большом театре работают в основном сессионные хореографы или гастролеры: Юрий Григорович, некогда реформатор, восставший против догм т. н. драм балета 1930-х — 1950-х гг., бездействует четвертый год после «Золотого века». Прошло время, когда ведущие танцовщики Большого театра — Наталья Бессмертнова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Андрис Лиепа — были его единомышленниками. Теперь балетная оппозиция — бывшие звезды и не желающие выходить на пенсию балетные премьеры — начинает войну с официозом. Линия фронта проходит по рампам Большого и Кировского театров. Но истинным оппозиционером балетного официоза, как ни парадоксально, оказывается Министерство культуры. Используя организационную и финансовую монополию, Госконцерт (департамент Минкульта) устраивает серию блестящих гастрольных турне западных балетных компаний высшей категории. Москва и Ленинград получают возможность увидеть работы практически всех ведущих европейских хореографов — Сержа Лифаря, Иржи Килиана, Ханса ван Манена, Кеннета Макмиллана, Биргит Кульберг, Джона Ноймайера. На этом фоне сегодняшний советский балет выглядит чудовищным анахронизмом.