На секретариате СК рассматривается фундаментальный документ под оптимистическим названием «Перспективы развития научного кино»

На секретариате СК рассматривается фундаментальный документ под оптимистическим названием «Перспективы развития научного кино»
Пока никто не осознает, что перспективы обернутся тупиками в самом ближайшем будущемДокумент, после многочисленных дискуссий принятый на Пленуме Всесоюзной комиссии по научному кино, утверждает новую концепцию научно-популярного кинематографа — как часть общей концепции развития советского киноискусства. Программные направления звучат столь же поэтично, сколь абстрактно: «Человек и мироздание», «Человек и общество», «Человек в масштабе времени. Исследование прошлого как путь самосознания» и т. д. В дальнейшем предполагается конкретизация концепции и разработка идейно-художественных программ студий. Однако благие намерения останутся намерениями. Фактическое прекращение государственного финансирования в конце 1990-х гг. не позволит всерьез говорить о будущем научного кино, но также останется неясным и его прошлое. «Научно-популярное кино: жизнь после жизни» — так будет называться конференция кинематографистов, которая пройдет весной 1991 г. в Киеве. Советский Союз еще будет существовать, а один из его культурных институтов уже объявит о своей кончине. Причем по внешним признакам резкого изменения к худшему пока не наблюдается. Ежегодно, как и прежде, выходит более ста картин, с полной нагрузкой работают все три специализированные студии: «Центрнаучфильм», «Леннаучфильм» и «Киевнаучфильм». Однако глубокий кризис вида уже налицо. Он начался вместе с перестройкой, когда научно-популярное кино вслед за документальным устремилось в публицистику. Угроза превращения в дублирующую кинодокументалистику структуру, угроза утраты собственных, только этому виду кино присущих качеств, которые и делали его незаменимым элементом нашей культуры, поначалу всерьез не обсуждается. С другой стороны, эти специфические качества не будут вовремя осознаны киносообществом. В известной степени это же можно сказать и про кинематограф в целом.В перестройку весь неигровой кинематограф устремится в публицистику, и научно-популярное кино воспримет постановку диагноза больному обществу как своего рода профессиональный долг. Но важным будет и другой, более прозаический мотив сдвига научного кино в сторону документалистики. Предполагается, что научно-популярные студии со временем перейдут на самоокупаемость через кинопрокат. Кажется, что именно кинопублицистика — самое многообещающее направление в смысле зрительского успеха. В результате документальное кино стремительно ассимилирует своего соседа, причем оно само, в конечном итоге, окажется не нужным в кинотеатре.Стремительный, но очень короткий полет «Стрелы» это ясно покажет. Что же касается внедрения «базовой модели», смены концепций, выборов худруков и утверждения из программ — все это не сыграет решающей роли в грядущей драме. Научно-популярный кинематограф потеряет старого заказчика (государство) и не обретет нового (например, телевидения). Его стремительно устаревающий фильмофонд окажется невостребованным, новый — не на что и не для кого будет производить.