На секретариате СК рассматривается фундаментальный документ под оптимистическим названием «Перспективы развития научного кино»
Пока никто не осознает, что перспективы обернутся тупиками в самом ближайшем будущемДокумент, после многочисленных дискуссий принятый на Пленуме Всесоюзной комиссии по научному кино, утверждает новую концепцию научно-популярного кинематографа — как часть общей концепции развития советского киноискусства. Программные направления звучат столь же поэтично, сколь абстрактно: «Человек и мироздание», «Человек и общество», «Человек в масштабе времени. Исследование прошлого как путь самосознания» и т. д. В дальнейшем предполагается конкретизация концепции и разработка идейно-художественных программ студий. Однако благие намерения останутся намерениями. Фактическое прекращение государственного финансирования в конце 1990-х гг. не позволит всерьез говорить о будущем научного кино, но также останется неясным и его прошлое. «Научно-популярное кино: жизнь после жизни» — так будет называться конференция кинематографистов, которая пройдет весной 1991 г. в Киеве. Советский Союз еще будет существовать, а один из его культурных институтов уже объявит о своей кончине. Причем по внешним признакам резкого изменения к худшему пока не наблюдается. Ежегодно, как и прежде, выходит более ста картин, с полной нагрузкой работают все три специализированные студии: «Центрнаучфильм», «Леннаучфильм» и «Киевнаучфильм». Однако глубокий кризис вида уже налицо. Он начался вместе с перестройкой, когда научно-популярное кино вслед за документальным устремилось в публицистику. Угроза превращения в дублирующую кинодокументалистику структуру, угроза утраты собственных, только этому виду кино присущих качеств, которые и делали его незаменимым элементом нашей культуры, поначалу всерьез не обсуждается. С другой стороны, эти специфические качества не будут вовремя осознаны киносообществом. В известной степени это же можно сказать и про кинематограф в целом.В перестройку весь неигровой кинематограф устремится в публицистику, и научно-популярное кино воспримет постановку диагноза больному обществу как своего рода профессиональный долг. Но важным будет и другой, более прозаический мотив сдвига научного кино в сторону документалистики. Предполагается, что научно-популярные студии со временем перейдут на самоокупаемость через кинопрокат. Кажется, что именно кинопублицистика — самое многообещающее направление в смысле зрительского успеха. В результате документальное кино стремительно ассимилирует своего соседа, причем оно само, в конечном итоге, окажется не нужным в кинотеатре.Стремительный, но очень короткий полет «Стрелы» это ясно покажет. Что же касается внедрения «базовой модели», смены концепций, выборов худруков и утверждения из программ — все это не сыграет решающей роли в грядущей драме. Научно-популярный кинематограф потеряет старого заказчика (государство) и не обретет нового (например, телевидения). Его стремительно устаревающий фильмофонд окажется невостребованным, новый — не на что и не для кого будет производить.