Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
Создан первый в СССР кооператив по производству и прокату фильмов — «Фора-фильм». Пионеры продюсерского движения Андрей Разумовский и Юрий Романенко начинают и выигрывают. Частный кинобизнес становится реальностью. Но ненадолгоИдея кинокооператива, организованного Андреем Разумовским, Рудольфом Фрунтовым (режиссерами «Мосфильма») и Юрием Романенко (сотрудником киностудии им. Горького) проста до гениальности. Покупая непосредственно у кинопроизводителя («Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм», «Ладья» и др.) копии фильмов, «Фора» напрямую — без посредничества государственных прокатных организаций — договаривается с кинотеатрами о прокате приобретенных картин[1]. Уже к январю 1989 г. кооператив (деля прибыль с прокатчиками) будет получать до 40-50% сбора. С первых заработанных денег фирма получит возможность избавиться от учредителя (Кинофонда), вернув ему средства, выданные в качестве первоначального капитала. В отличие от хозрасчетных организаций, кооперативы экономически абсолютно независимы, к их хозяйственной деятельности государство не имеет никакого отношения. Собственником денег является хозяин кооператива, что неизменно вызывает раздражение как у государственных чиновников, так и у широких масс. Скептическое отношение к идее кооперативного кинопроизводства[2] не помешает «Форе» запустить параллельно сразу три проекта. Александр Галич. Изгнание, художественно-публицистический фильм Иосифа Пастернака, хоть и не имеющий коммерческого потенциала, позволит студии заявить марку, станет достойной «ширмой», за которой можно энергично зарабатывать на «афганском» боевике Хабибулы ФайзиеваШакалы и комедии Анатолия ЭйрамджанаЗа прекрасных дам!. Последний фильм снимут всего за 160 тыс. рублей, а продадут за 700 тыс. — Главкинопрокату.На прибыль от первого коммерческого фильма собственного производства «Фора» запустит киноальманах Доминус, Дамского портногоЛеонида Горовца, фильм-концерт Александра АбдуловаЗадворки-3 и Мордашку самого Разумовского, один из наиболее успешных — в финансовом плане — отечественных фильмов начала 1990-х гг.[3], а в 1991 г. инвестирует спектакль «М. Баттерфляй», с которого начнется Театр Романа Виктюка.Наравне с «Паритетом», «Фора-фильм» введет практику закупки западных фильмов для отечественного проката, минуя «Совэкспортфильм». Этот бизнес окажется значительно прибыльнее собственного кинопроизводства и станет профилирующим. Но ненадолго: после того как Исмаил Таги-заде выбросит в прокат пакет американского ширпотреба по демпинговым ценам, ни «Форе», ни иным умельцам зарабатывать деньги «по-легкому» на этом рынке больше делать будет нечего. С конца 1992 г. «Фора-фильм» резко ограничит сферу своей кинодеятельности и займется книгоизданием, став пионером выпуска книжных версий «мыльных» сериалов (Богатые тоже плачут и Просто Мария) и популярных советских картин (Москва слезам не верит, Зимняя вишня). Частично профинансированный Роскомкино фильм Все будет хорошо Дмитрия Астрахана станет последним успешным кино проектом при участии «Форы-фильма» в конце 1990-х гг. Свои позиции на рынке кинопроизводителей она, очевидно, утратит окончательно.Тем не менее, «Фора-фильм» фактически заложит основы частного проката и кинопроизводства в России. У создателей «Форы» есть и продюсерская стратегия (запуск «пакетом» коммерческих фильмов «для прибыли» и авторских «для имиджа»), и деловая хватка (они первыми начнут работать по индивидуальным контрактам с членами съемочной группы по собственным тарифам; первыми заключат прямые договора с киносетью; первыми введут питание группы на съемочных площадках за счет фирмы-производителя).По сути, Разумовский и Романенко первыми в стране опробуют принципы производства «B-продукции» — опыт не слишком почитаемый, но насущно необходимый в любой крупной киноиндустрии. Судя по амбициям первых в стране частных продюсеров и их безусловной любви к кинематографу, они могли бы впоследствии плодотворно совмещать интересы кассы и интересы искусства.Что же помешает им стать русскими Уорнерами, Голдвиными и Майерами? Скорее всего, на рубеже конца 1980-х — начала 1990-х гг. вполне достаточно хорошо понимать изнутри законы советской «теневой экономики», эффективно использовать немногочисленный набор ухищрений, известный умелым директорам картин и толковым администраторам. Самые фантастические финансовые операции без оглядки на правоохранительные органы возможны в переходном периоде в отсутствие сформированного «правового поля». Но это же самое отсутствие, способствующее легким и быстрым заработкам, не позволяет наладить стабильный, процветающий бизнес. Подобное положение с юридической базой сохранится до конца 1990-х гг., и по этой причине в российском кинематографе создание продюсерского института и продюсерского кинематографа так и останется несбывшимся прожектом реформаторов. Впрочем, «Фора» опять же первой укажет на единственно возможный в подобной ситуации путь выживания, перейдя на кинопроизводство с долевым, а затем и полным государственным финансированием.«Мы начали с приобретения фильмов «Трагедия в стиле рок», «Меня зовут Арлекино» и «Воры в законе». Потом сами развозили коробки с фильмами по кинотеатрам и печатали свои билеты. И нам, и кинотеатрам это было очень выгодно — даже билетершам, у которых зарплата была 70 рублей в месяц, платили 10 рублей в день».«Когда я рассказал Климову и Смирнову о своей идее создания кино кооператива, они решили, что я сумасшедший. Вообще, когда речь шла о кино, слово «кооператив» воспринималось как ругательное. Потом появился ярлык «кооперативное кино» — так называли даже государственные фильмы, сделанные в эстетике «дешево и сердито», рассчитанные на коммерческий успех. Но для нас кооперативная форма собственности была всего лишь наиболее экономически выгодной и удобной для того, чтобы начать свой бизнес». Несмотря на то что произведенные «Форой» впоследствии фильмы — Сукины дети Леонида Филатова (совместно с киностудией «Ритм»), Любовь немолодого человека Рубена Мурадяна, Летучий голландец Виктора Кузнецова, Сделано в СССР Святослава Тараховского и Владимира Шамшурина и снятые при участии «Форы» Десять лет без права переписки Владимира Наумова — окупались в прокате, ни одному из них достичь коммерческих показателей Мордашки не удалось.