Энциклопедия отечественного кино.
Секретариат СК решает предоставить Юрию Норштейну помещение в доме Андрея Тарковского на Щипке — для продолжения работы над фильмом «Шинель»К этому времени работа над Шинелью, с учетом простоев и остановок, продолжается уже семь лет. Фильм с самого начала стал развиваться по собственным законам, и режиссер Юрий Норштейн подчинился им, а не ранее утвержденному производственному графику. Разумеется, осложнив тем самым отношения с руководством «Союзмультфильма». Так, полутора минутный — по сценарию — эпизод в комнате Акакия Акакиевича растянулся на шестнадцать минут, — а в соответствии с этим изменились и сроки. Работа останавливалась, снова возобновлялась, другие съемочные группы по праву претендовали на место в небольшом павильоне. Наконец, встал вопрос о выселении станков Норштейна из производственных помещений студии. Работа над Шинелью остановилась еще на полтора года.Осенью 1987 г. материал к фильму впервые был обнародован на рижском «Арсенале». Среди гостей был Александр Сокуров, лично знавший Норштейна с начала 1980-х гг[1]. Находясь под грандиозным впечатлением от увиденного, Сокуров обратился в правление СК с письмом, в котором просил передать Норштейну для продолжения его работы над Шинелью свой денежный приз (3 000 швейцарских франков), полученный на МКФ в Локарно за Одинокий голос человека.По словам Норштейна, он думал, что сможет обойтись без помощи Сокурова, но очень скоро настали времена, когда эти деньги оказались единственным спасением.Легенда о незавершенном шедевре уже пошла по миру. Международная ассоциация мультипликационного кино предложила кинематографическим властям командировать Норштейна за ее счет в любую страну, где он сможет завершить Шинель. Но режиссер от заграничной командировки отказался, предпочитая работать дома (позже он откажется от аналогичного предложения со стороны французского телевидения). В марте 1989 г. Норштейн, так и не получив возможности продолжить работу, уйдет со студии «Союзмультфильм» и покинет секретариат СК. Дом на Щипке не восстановят, а другого помещения для автора одного из лучших фильмов мировой анимации не найдут.Елена ПОДОЛЬСКАЯ, Дмитрий САВЕЛЬЕВ Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002 «В 1981 г. на закрытом просмотре в библиотеке Достоевского я впервые увидел «Одинокий голос человека». Спустя год в Ленинграде Андрей Хржановский познакомил меня с Сокуровым. Он снимал тогда вместе с Семеном Арановичем фильм о Шостаковиче. Мы нашли монтажную Сокурова, но его самого там не обнаружили. Вышли из монтажной и столкнулись с сердитым Сокуровым. Я сказал, что мы пришли знакомиться, и он как-то сразу потеплел лицом. Тогда я признался в любви к его «Одинокому голосу…».