Юрия Мамина получает приз «Золотой Дукат» на МКФ в Мангейме

Юрия Мамина получает приз «Золотой Дукат» на МКФ в Мангейме
Дома его ждет зрительское признание и хвалебные отзывы в прессе. Фильму суждено стать последней смешной комедией в советском киноУ комедийной эксцентрики всегда было короткое дыхание — даже гений гэгов, пинков и суматохи Леонид Гайдай начинал восхождение к вершинам жанра восемью блиц-скетчами от 10-ти до 32-х минут. Шесть из них были объединены в полнометражные фильмы Деловые люди и Операция «Ы». Что до ослепительных дебютов, то и в 1961 г., и в 1986 г. под них пришлось создавать вялые нагрузочные альманахи до нужного метража. И как ударный, на сладкое подверстанный, Пес Барбос… совершенно затмил собою сопутствующие новеллы Эльдара Рязанова и Наума Трахтенберга, так и Праздник Нептуна тянет на себе два вялых дебюта соседей.История добровольно-принудительного моржевания деревни Малые Пятки открыла исконно и необъяснимо питерский жанр «шапки оземь», который в дальнейшем разовьют Александр Рогожкин в Особенностях национальной охоты, Дмитрий Астрахан в Ты у меня одна и Максим Пежемский в Переходе товарища Чкалова через Северный полюс. В трусах, бородах-мочалках и реквизитных шеломах скромная рать малопяткинцев готова дух испустить, но не уступить басурману русской народной привычки врать с три короба, фигурять перед иностранцами и спорить по пустякам. Прокофьевская оркестровка грозного Ледового побоища, пародийные цитаты из Чапаева, Коммуниста и Александра Невского, сводки погоды в духе сообщений Совинформбюро стократ усиливают суровый пафос коллективной дури. Из фельетонной бухтины про местечковых очковтирателей, надувших на пустой проруби целый бумажный клуб зимнего плавания, рождается притча о национальном характере — брехливом, забубенном, отчаянном и компанейском. Когда вся деревня в общинном экстазе принимается сигать в сто лет ненадобную прорубь, веет языческими иванокупальскими игрищами, швед ретируется, как под Полтавой, а над заснеженными заборами, избами и поленницами ухает раскатистое женское «Дурра-ак!!!». Это едва ли не последний смешной советский фильм, на котором хохочут в голос и до хлюпанья.Благодаря эфирам общенародно смотримого «Пятого колеса» Юрий Мамин становится нереально популярен, что немедленно открывает ему дорогу к полному метру и, в конце концов, подведет под монастырь. Разбавление крайне концентрированного жанра нравоучениями и злободневным фельетонизмом срежет уникального по угрюмым перестроечным временам умельца смешить зрителя.