Восстановление «Чайки» Геннадия Опоркова в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола

Восстановление «Чайки» Геннадия Опоркова в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола
Художник А. Славин. В ролях: Э. Зиганшина, А. Петров, Н. Попова, Р. Громадский, В. Яковлев, В. Тыкке.Чайку» в питерском «Ленкоме» Геннадий Опорков ставил дважды: первый раз на Большой сцене в 1973 г. (с Ларисой Малеванной — Аркадиной и Олегом Пальмовым — Треплевым); затем — в 1982 г. на Малой сцене театра. Это был очень камерный, очень личный спектакль. «Чайка» сознательно создавалась в студийной обстановке лучшими актерами театра как произведение о Театре и его людях — то есть о самих себе. И основным вопросом, задаваемым пьесе, был прежде всего вопрос о мере творческой состоятельности, о том, чем приходится платить за талант и профессию. Между словами «театр» и «судьба» здесь ставился знак равенства. А реальность не скупилась на драмы. Опорков очень болел и в 1983 г. умер. Новый хозяин театра Геннадий Егоров, будучи агрессивной посредственностью, не чуждой национал-коммунистической демагогии (позднее он возглавит театр «Патриот»), в кратчайшие сроки уничтожил все, что было в театре стоящего. «Чайка» была убита наравне с другими спектаклями. Участники «Чайки», единомышленники Опоркова, совершили поступок, достойный героев «Вишневого сада», — почти все они покинули театр. Теперь, после того как Егоров вынужден был уйти, Владимир Тыкке (доктор Дорн в «Чайке»), из «Ленкома» никуда не уходивший (а позже ставший его худруком), восстанавливает спектакль. В репертуар опорковская «Чайка» не входит, идет от случая к случаю. Этот спектакль по самой своей природе уникальным образом открыт для привнесения в жизнь чеховских персонажей личного душевного опыта исполнителей, и оттого случившееся с ними за эти годы наполняет новым содержанием старую постановку. В 2001 г. ЭраЗиганшина, Наталья Попова, Роман Громадский и Вадим Яковлев соберутся вновь в спектакле Андрея Могучего «Пьеса, которой нет» — не связанные сюжетно с «Чайкой» диалоги артистов (сочиненные ими самими в манере Евгения Гришковца, числящегося «инициатором проекта»), тем не менее, будут иметь сугубую ценность именно благодаря особой атмосфере воспоминаний, связанных с давним спектаклем Опоркова.