Волнорез для «новой волны»

Волнорез для «новой волны»
Несмотря на то что в Казахстане снимается все больше кинофильмов, создается впечатление, что это не влечет за собой заметных качественных улучшений. К сожалению, отечественные киноленты, рассчитанные на массового зрителя, продолжают пестрить ляпами, вызывающими недоумение и неловкость у взыскательного зрителя. Что же касается так называемого «кино не для всех» — авторского, фестивального, то оно остается практически неизвестным отечественному зрителю не только в силу своей специфики: очевидно, даже притом что оно «не для всех», это кино могло бы иметь гораздо большую аудиторию.
Ноябрь в казахстанских кинотеатрах ознаменовался выходом в прокат двух отечественных лент — комедийного детектива «Ограбление по-казахски» режиссера Каиржана Орынбекова и драмы «Нагима» Жанны Исабаевой. Вторая из этих лент, к слову сказать, типично артхаусная, к этому времени уже успела завоевать Гран-при Deauville Asian Film Festival — фестиваля азиатских картин во Франции. Тем не менее ее промоушн ограничился несколькими небольшими публикациями в СМИ. Другое дело промоакция «Ограбления по-казахски», включившая в себя даже костюмированное шоу в Алматы, хоть оно и было неоднозначно воспринято публикой. Как итог — обилие пустующих зрительских кресел на показах «Нагимы» и под завязку забитые кинозалы на «Ограблении». Очень успешная для казахстанского массового кино комедийная лента «Келинка Сабина», начавшая греметь в последних числах месяца, приятно удивила зрителей и кинокритиков, явившись исключением из общего правила: картина была неплохо раскручена, отлична отснята… Но, увы, исключения лишь подтверждают правило. К тому же над фильмом работала независимая студия. В общем, если у нас и снимается качественное, умное кино, то подавляющее большинство отечественных потребителей кинопродукции, как правило, с ним слабо знакомы.
А мы чем хуже?
В начале десятилетия в мировом кино появился новый феномен, так называемая «румынская новая волна», которая, выражаясь образно, выстрелила с берегов Дуная в каннское небо настоящим фейерверком сильнейших картин. Небогатая страна на юго-востоке Европы быстро стала известна любителям кино по всему миру как поставщик актуального, колоритного, интеллектуального и эстетически выверенного кино. «Смерть господина Лазареску» режиссера Кристи Пуйу, «12: 08 к востоку от Бухареста» Корнелиу Порумбойу, «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу — список можно продолжить, но одних только этих картин было бы достаточно, чтобы сделать румынское кино узнаваемым в мире. Возникает вопрос: а чем мы хуже? Быть может, и казахстанские кинематографисты способны на такой же прорыв?
Как считает казахстанский киновед и кинокритик, арт-директор международного кинофестиваля «Евразия» Гульнар Абикеева, наше кино не выходит на тот уровень международного признания, на котором находится кино румынское, из-за того, что мы целенаправленно не работаем на международном рынке. «Дело не в том, что у нас нет хороших картин или нет режиссеров с большим потенциалом, а в том, что у нас нет стратегии выхода на международный уровень», — подчеркивает г-жа Абикеева. Эта стратегия, по ее словам, была грамотно применена в Румынии, где лет десять назад начали работать в двух направлениях — привлекать деньги в национальный кинематограф извне и в то же время самим выходить за рубеж. Зарубежным кинематографистам предоставлялись льготные условия для съемок в Румынии, что обеспечило как приток финансовых ресурсов, так и бесценные условия для обмена опытом. Был создан национальный центр кинематографии, который взял за правило каждую румынскую картину продвигать за рубеж, и этим занимался небольшой, но профессиональный штат менеджеров от кино. «Выход на международный уровень — это работа прежде всего на государственном уровне, хоть и делается она не мажилисменами и сенаторами, а непосредственно профессионалами, — подчеркивает г-жа Абикеева. — У нас эта работа практически не ведется, мы не продвигаем казахстанское кино за рубеж. Все, что мы имеем, а имеем мы многое благодаря таланту людей, которые работают в нашем кино, благодаря кинематографичности казахов, общему достаточно высокому интеллектуальному уровню в нашей стране, — это спонтанный процесс».