В Венеции «Золотого Льва» получает «Урга» Никиты Михалкова
В этом году Венецианскому биеннале суждено стать одним из самых интересных событий 1990-х гг. Почти беспрецедентно мощная программа включает как классиков (Мануэль деОливейра, Вернер Херцог, Жан-Люк Годар), так и новых модных режиссеров постмодернистского толка (Мира Наир, Терри Гиллиам, Дерек Джармен, Гас Ван Сент). Один из явных лидеров — Зажги красный фонарьЧжана Имоу, великолепный образец живописного китайского символизма. И все же главный приз получает Урга Никиты Михалкова. Успех одного из лучших фильмов этого режиссера неверно объяснять остаточной модой на перестройку. В пользу фильма сработала даже сцена, где на крупном плане режут барана — хотя известно, что директор фестиваля Гульельмо Бираги пытался уговорить режиссера вырезать ее из копии, предназначенной для конкурсного показа. Напрасно — с приходом неоварварства уже пересматриваются многие табу в отношении жестокости в кино. Решающую же роль в победе Урги играют экологический и ориентально-экзотический аспекты фильма. В нем ярко выражена идея мультикультурализма, которая станет одной из центральных в 1990-е гг. Через много лет станет ясно, что для кинематографической России это был, вероятно, последний шанс вписаться в мировую ситуацию — позиционируя себя как мультикультурную страну. Но ни Михалков в дальнейшем, ни другие режиссеры этой возможностью почти не воспользуются, и российское кино уйдет на глубокую периферию международной киножизни. «Золотой Лев» в Венеции (второй после Ивановадетства, 1962) становится и последним фестивальным призом такого ранга для российской кинематографии.