В Мюнхене проходит выставка «Рисуют режиссеры».

В Мюнхене проходит выставка «Рисуют режиссеры».
На ней представлены произведения Сергея Эйзенштейна, Александра Довженко, Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Юрия Ильенко и других режиссеров из Советского СоюзаВыставка «От Эйзенштейна до Тарковского. Рисуют русские, украинские, кавказские кинорежиссеры» проходит в музее «Lenbachhaus», именуемом иногда также «Русским домом» (из-за хранящегося здесь богатейшего собрания живописи Василия Кандинского). Немецкое издательство «Prestel» печатает великолепно иллюстрированный каталог. Среди участников выставки как получившие международное признание режиссеры (Андрей Тарковский, Сергей Параджанов), так и мастера, известные узкому кругу любителей и знатоков: ученик Параджанова, представитель украинской школы «поэтического кино» Юрий Ильенко, московские режиссеры Владимир Наумов и Александр Митта, грузинские классики Резо Габриадзе и Резо Эсадзе. Самый молодой участник выставки — режиссер Игорь Минаев, живущий в Париже и уже обративший на себя внимание общественности фильмами «Холодный март» и «Первый этаж». Сенсацией, тем не менее, становятся работы режиссера, имя которого начиная с 1920-х гг. вписано в золотой фонд мировой киноклассики. Серия эротических рисунков Сергея Эйзенштейна впервые показана публике — эта легкая интеллектуальная графика, ироничная и изысканная, заставляет по-новому увидеть одного из столпов революционного советского киноавангарда. Менее неожиданной, но также впечатляющей становится живопись других мастеров «неистовых двадцатых» — Льва Кулешова и Александра Довженко. Из каталога посетители выставки узнают, что до прихода в кино Довженко был профессиональным художником, в свое время обучался живописи именно в Мюнхене и впоследствии не раз сожалел об оставленной им первой профессии. Кулешов, экспериментатор и первооткрыватель, один из создателей теории монтажа, также начинал творческий путь как художник. Не случайно он считал роль художника в кино одной из оcновополагающих. С точки зрения соцреализма, утверждавшего непреложный приоритет слова и сюжета, это была чистейшей воды ересь. В некотором смысле, в этой ереси в разные периоды своего творческого пути были «повинны» все участники выставки «Рисуют режиссеры». А потому экспозиция, казалось бы, не имеющая ни малейшего отношения к традиционному противопоставлению «художник и власть», неизбежно несет идеологический отпечаток.