Страшный суд по-американски

Страшный суд по-американски
Вышедшая на казахстанские экраны голливудская картина «Оставленные» поражает апокалипсическим размахом, причем в буквальном смысле. Если не считать старинного «Дерева Джошуа» с Дольфом Лундгреном, то это фактически дебютный фильм старожила трюкаческого цеха Вика Армстронга, больше прославившегося постановкой эпического сиквенса в «Терминаторе-2». В роли звезды — Николас Кейдж, играющий пилота самолета. Кино опять про исчезновение людей — надо заметить, таинственные пропажи стали лейтмотивом нынешнего американского кино, стоит только взглянуть на анонсы фильмов. Только в «Оставленных» исчезновение — дело рук не маньяка, а небесных сил. С кресел управляемого главным героем самолета прямо в полете исчезает несколько пассажиров. Как выясняется в дальнейшем, такие же таинственные исчезновения происходят по всей планете. Фильм снят по роману Тима Лахэя, который заявил на премьере, что это лучший фильм о вознесении, который он видел. Трудно понять, что двигало создателями картины на подобную тему: богобоязненность американского общества, которое считается по-прежнему одним из самых религиозных, или желание заработать на развлекательном кассовом кино о Страшном суде, обещающем хорошие сборы. Скорее всего — и то, и другое. Как писал знаменитый социолог Макс Вебер, у протестантов-капиталистов жажда прибыли и вера не просто не мешают друг другу, а, напротив, друг друга обосновывают. Религиозный посыл становится понятным уже с первых кадров: в аэропорту на рекламный призыв проповедницы главная героиня отвечает характерным риторическим штампом: «Если Бог существует, то почему он допускает зло?» В фильме человечество с беспрекословностью религиозного шовинизма делится строго на две половины — праведников и грешников. Причем там, откуда первые исчезают (возносятся), появляются, как тени, вторые, чтобы насиловать, грабить и убивать, короче, превратить этот мир в ад. Между тем самолет, управляемый Кейджем, несется в неизвестность (по всей видимости, если третьего не дано, то все-таки в ад). Вознеслись не только второй пилот и стюардесса, но и диспетчеры, поскольку с Земли самолету не отвечают. В салоне паникуют пассажиры, лишившиеся соседей и родственников (тоже вознесшихся). Ну чем не знакомый сюжетный штамп? В развлекательно-поучительном кино о конце света он тоже прижился. И еще. Немудрено, что у мастера трюков актеры играют бездарно, выдавая на ура откровенную театральщину.