«Союзмультфильм» празднует 50-летие со дня основания
Полувековой юбилей крупнейшей советской мультстудии, совпавший с началом перестроечных перемен в отечественном кинематографе, оказывается этапным событием — с математической, календарной точностью он маркирует конец великой эпохи Советской Мультипликации.Последний раз юбилейная дата отмечается всем огромным коллективом студии, вместе со старейшинами — Иваном Ивановым-Вано, Леонидом Амальриком, Иваном Аксенчуком, Вадимом Курчевским, Михаилом Друяном, другими мастерами, чьи фильмы составили славу отечественной анимации.Никто еще не подозревает о том, что ожидает благополучную, славную, заслуженно увенчанную лаврами отрасль в ближайшем будущем: реструктурирование «Союзмультфильма», раскол на отдельные творческие объединения, передел собственности, споры за коллекцию, скандалы, обнищание, запустение. Новые времена, ознаменовавшие мучительный переход отечественного кинематографа к «рыночной» демократии, откроют новые формы и законы жизни для студии и ее профессионалов. Уходящая эпоха централизованного благоденствия, связанная с могуществом и профессиональным авторитетом главной мультстудии страны, станет фактом былой славы.Отмечая в 1986 г. полувековой юбилей своей альма-матер, наша анимация, сама того не осознавая, прощается с советской биографией, былой стабильностью и благополучием. Впереди рождение десятков независимых мультстудий и потеря обжитых студийных помещений в возрождающихся церквах, засилие зарубежных анимационных сериалов в нашем телевизионном эфире и массовая эмиграция наших мультипликаторов на Запад, престижные международные фестивальные награды и постоянная угроза профессиональной невостребованности, невероятные прорывы в области авторских фильмов и абсолютный развал анимации как отрасли. Как ни смешно, положение отечественной анимации в 1990-е гг., в общем, окажется абсолютно идентичным ее положению в начале 1930-х гг. — то есть, в канун того, как советская власть жестко взяла дело под свой контроль и попечительство. «Отсутствие хорошо оборудованной фабрики, отсутствие настоящей технической базы, отсутствие подлинного художественного руководства, плохой прокат — все это в высшей степени ограничивает размах и творческие порывы работников мультипликации», — заявил в 1935 г. руководитель Профсоюза кино-фотоработников Павел Бляхин на I Всесоюзном совещании работников мультипликации. И семьдесят с лишним лет спустя эти его слова окажутся в высшей степени точными по отношению к новой анимационной реальности.