Очень страшное кино

Очень страшное кино
Забудьте о колумбийских наркобаронах. Центр самого прибыльного бизнеса в Америке давно переместился на границу Мексики и Штатов. В мексиканских нарковойнах гибнут тысячи людей, их безутешные родные ходят на митинги со свечами, с портретами убиенных и лозунгами»Хватит»и»Сделайте же что-нибудь»(это уже к властям). Власти, полиция — тоже воюют, посильными средствами, но признают, что пока есть устойчивый спрос и распространители по ту сторону границы (в США), здесь мало что можно сделать.
Ну, кое-что все же можно, решили писатель Кормак Маккарти и режиссер Ридли Скотт. И выступили с картиной, которая в корне меняет традицию изображения наркотрафика в кино. Ведь что мы, в основном, имели до сих пор. Вальяжных боссов в золотых аксессуарах и роскошных интерьерах, в окружении полуодетых длинноногих девиц и устрашающего вида братков-подручных. Ну, или горстку лохов, случайно перехвативших баул с порошком или травкой и пытающихся босса надуть. Погони, стрельба и прочий экшн пополам с комедией в духе»вор у вора дубинку украл»представляли наркодельцов как кукол из театра, они будто существовали в своем, отдельном мире. Ну, а фильмы, сделанные как бы с другой стороны прилавка, показывающие опустившихся наркош и мелких дилеров, пытались, да, быть пронзительными и достоверными – но зачастую скатывались либо в обыденность, демонстрируя употребление как данность, либо в морализаторство, и неизвестно, что хуже.
«Советник»не таков. Это не сильно кровавый, небогатый на выстрелы, полный солнца, света, американского лоска и мексиканского колорита фильм ужасов. Картина тихой жути, торжества зла, бессмысленного и беспощадного. Портрет мира, где человек – натурально, разменная фишка в игре; где не работают законы логики и где вопросов «зачем», «почему», «за что» — не существует.
Наркотиков при этом в фильме никто, насколько я рассмотрел, не употребляет. Хотя почти все персонажи так или иначе стремятся заработать на их перевозке. В процесс вовлечены самые разные люди — от «деловых» обитателей вилл с бассейном до автомехаников из захудалого гаража, готовых молча за гроши в рекордный срок отмыть кровь в пригнанной тобой машине и заменить части кузова в дырках от пуль. Где побывала тачка, кто стрелял, кого размазали по салону – какая разница в тех местах, где подобное может случиться с каждым. У наркомафии длинные щупальца, разветвленная сеть. Даже удивительно, что остались еще такие типы, кому вхождение в эту среду – в новинку, как советнику.
Советник — это пригожий собой адвокат (Майкл Фассбендер), у которого, с виду, все есть. Работа, хорошие костюмы, страстная невеста (Пенелопа Крус), и даже деньги на кольцо с немаленьким бриллиантом прямо из Амстердама. Но, похоже, всего этого юристу кажется мало, он хочет заработать еще, и просит парочку своих знакомых — а может, и бывших клиентов (в исполнении Хавьера Бардема и Брэда Питта) — дать поучаствовать в переправке из Хуареса в Чикаго грузовика с»товаром». Впрочем, в чем конкретно будет заключаться участие советника, и кто кого изначально хотел в этой сделке обмануть, долгое время неясно. Прямо о делах тут никто не говорит. Для непосвященных фильм вообще может быть похож на криптограмму. Персонажи изъясняются намеками, метафорами, выражаются туманно. Что ж, Кормак Маккарти, автор сценария, — хоть и прозаик, но его тексты обладают истинной музыкальностью стиха. Так что нечего удивляться необходимости толковать сказанное, будто поэзию. К тому же Ридли Скотт, гений монтажа, умеет организовывать экранное действие и вовсе без реплик. Да и какая польза озвучивать в диалоге, как именно вам отрежут голову, если все равно отрежут и не поморщатся. Помните историю с Воландом и Берлиозом? В «Советнике» действует воплощение дьявола еще похлеще. И те, кому кино не нравится – а такие среди первых зрителей мне попались, — на самом деле, по-моему, недовольны безнаказанностью этого зла. Недовольны самим фактом существования таких сфер, где их гуманистические ценности не работают. Думаю, им будет просто идентифицировать себя с героем Фассбендера, который тоже не нашел, что возразить незнакомому повседневному аду и просто, извините за спойлеры, разрыдался.