Киностудия «Мосфильм» преобразуется в Государственное творческо-производственное объединение

Киностудия «Мосфильм» преобразуется в Государственное творческо-производственное объединение
Реорганизация «Мосфильма» становится завершающим этапом внедрения «базовой модели» кинематографа. Как главнейшая и важнейшая киностудия страны, «Мосфильм» был избран авторами «модели» в качестве полигона — на первых порах перестройка студии происходила при непосредственном участии СК СССР, вызывая ожесточенные споры и резкое неприятие творческого состава. Первым камнем преткновения стали ликвидация студийного худсовета, творческих (производственных) объединений (кроме телевизионного, а также детских и юношеских фильмов) и образование на их базе новых структур в июне 1987 г. Новые объединения (студии), возглавляемые художественными руководителями и худсоветом, получили право самостоятельно принимать сценарии и фильмы, а также приглашать на постановки режиссера, оператора и художника.Выборы худруков новых объединений изначально воспринимались враждебно частью коллектива «Мосфильма», поскольку на обсуждение в СК вместо восьми кандидатур вынесли двенадцать. Среди них меньше всего шансов было у Сергея Бондарчука, Владимира Наумова и Юрия Озерова, реликтов кинематографического «генералитета». Революционно настроенный секретариат СК утвердил Бондарчука («Картина»), РоланаБыкова (Объединение детского кино), Георгия Данелия (Объединение комедийных и музыкальных фильмов), Владимира Меньшова («Жанр»), Юлия Райзмана («Третье творческое объединение»), Сергея Соловьева («Круг»), Валентина Черныха («Слово»), Карена Шахназарова (Объединение полнометражных дебютов). После личного вмешательства Александра ЯковлеваНаумову разрешили создать и возглавить студию «Писатель—художник—киноработник». Подобный расклад не удовлетворил ни «левый», ни «правый» фланг: с одной стороны, секретариат СК счел назначение Наумова «нажимом сверху», и Элем Климов назвал даже этот факт в числе причин своего ухода с поста; с другой стороны, оказавшийся в резерве творческий коллектив усмотрел в назначении худруков «антидемократизм» и даже «захват власти на госпредприятии частными лицами». Было заявлено, что перестройка на «Мосфильме» не получилась, так как проводится в угоду чиновникам.Тем не менее, процесс, во многом благодаря инициативе возглавившего «Мосфильм» в 1987 г. Владимира Досталя, «пошел». В октябре 1988 г. приказом Госкино на «Мосфильме» была создана хозрасчетная внешнеторговая фирма, впервые получившая возможность напрямую торговать студийной кинопродукцией с зарубежными партнерами. В январе 1989 г. «Мосфильм» переходит на полный хозрасчет и самофинансирование. 8 февраля на студии создается коммерческая служба. Она должна обеспечивать доходы «Мосфильма» — способствовать самофинансированию и окупаемости расходов на содержание студии. Приказом Госкино СССР от 20 июля «Мосфильм» преобразуется в Государственное творческо-производственное объединение (ГТПО) «Мосфильм». ГТПО предоставляется полная творческая и экономическая самостоятельность при производстве и реализации всей продукции, за исключением кинопроизведений, постановка которых осуществляется на условиях госзаказа. Предоставляется право пользоваться кредитом банков для создания фильмов с момента их запуска в производство и в процессе проката на срок до 3 лет, а также производить и продавать сопутствующие товары (издавать сценарии, рекламную продукцию и др.). Между подразделениями ГТПО вводятся договорные отношения. Начинается новый этап в истории крупнейшей киностудии страны. Создание ГТПО позволяет перестраивать и перекраивать студию, дробя ее на новые структуры. Кажется, что воплощается долгожданный сценарий хозрасчетной утопии, разработанный в Экспериментальном творческом объединении Чухрая. Поспешно ликвидируются различные «неэффективные» звенья, цеха (среди них пошивочный), отделы. Кавалерийский полк Минобороны предоставляет теперь исключительно платные услуги.15 ноября 1990 г. ГТПО «Мосфильм» выйдет из подчинения Госкино с сохранением всех имеющихся у него прав. 21 ноября будет создан государственный киноконцерн «Мосфильм» (президент — Владимир Досталь). Производственно — технический комплекс (головное предприятие) преобразуется в Кино комбинат. Творческие объединения и студии — «Время» (худрук. Бондарчук), «Ритм» (Данелия), «Жанр» (Меньшов), «Союз» (Наумов), «Арк-фильм» (Райзман), «Курьер» (Шахназаров), «Круг» (Соловьев), « Слово» (Черных), «Телефильм» (Сергей Колосов) — получат статус самостоятельных юридических лиц. Экспериментальное молодежное ТО «Дебют» останется в составе кино комбината МФ на правах структурного подразделения на отдельном балансе. Мосфильмовским сотрудникам «среднего звена» предоставят возможность зарабатывать самостоятельно — цеха, все еще номинально принадлежащие государству, станут «арендными предприятиями». Они будут оказывать различные сторонние услуги и самостоятельно устанавливать расценки. Это позволит пережить острый кризис, который наступит вскоре после краткого производственного бума, с минимальными потерями. Сохранить студию в рабочем состоянии поможет и ее выгодное столичное положение: здесь сосредоточены главные силы рекламного и шоу-бизнеса, для которых «Мосфильм» станет основным производителем видеороликов и клипов.