Киношники ушли от государства, но так и не дошли до коммерции

Киношники ушли от государства, но так и не дошли до коммерции
Похоже, что в самом скором времени ВГИКу, ГИТИСу и прочим околокиношным учреждениям придется подвинуться и уступить пространство. Потому что уставшие от госидиотизма, госравнодушия и госмаразма киношники решили сорваться с насиженных мест и уйти в свободное плавание. За деньгами? Вовсе нет: за свободой воспитания нового поколения кинодеятелей.Как оказалось, самые престижные, самые элитарные и самые дорогие киновузы страны попросту несостоятельны: в одних студентов мучают слишком долго, в других не обучают вовсе. Группа любителей кино, в которую вошли звезды российской культуры и преподаватели ВГИКа, решили отколоться и создать киношколу, которая отвечала бы всем требованиям. Во главе ее — преподаватель сценарного факультета, она же вдова Назыма Хикмета Вера Тулякова:
— Когда-то наша команда помогла сделать школу Юрию Грымову, теперь мы хотим поработать сами. Но главная причина — неудовлетворенность уровнем и вкусами нашего кинематографа и телевидения. Но это катастрофическое состояние полного убожества во многом обусловлено плохим обучением тех, кто его производит. Мы все очень любим ВГИК, и многие из нас там отработали долгие годы. Но у него есть один очень крупный и определяющий все остальное недостаток: на сегодняшний день пятилетний срок обучения — тяжесть, которая камнем висит на шее. За эти пять лет человек практически полностью вылетает из киножизни: направления, тенденции, качественные изменения в кино — все это проходит мимо студентов. Ко второму году они только-только подбираются к маленькой десятиминутной работе. И ребятам безумно трудно. Мы же хотим попробовать западноевропейский опыт, где учат коротко, но очень емко.- И кто будет учить?- Владимир Войнович, Владимир Хотиненко, Валерий Золотуха,
Матвей Ганапольский, Александр Гуревич, Борис Бланк. Очень многие будут проводить какой-то мастер-класс. Приходить будут многие: от академика Панченко до Льва Новоженова и рядовых тележурналистов. В общем, мы хотим, чтобы перед нашими студентами прошли все самые умные и талантливые люди города.- А в чем, собственно, разница между вами и другими коммерческими вузами? Неземные красоты все обещают, а заканчивается одним: «Несите ваши денежки.»
— Конечно, от денежного принципа никуда не денешься. Но нам в отличие от многих нужны творческие работы, живые мозги, а не деньги.Талантливому человеку мы не откажем никогда. И если к нам придет
Тарковский или Параджанов, то мы никогда не закроем дверь только потому, что у него нет денег на обучение. Будем искать ему работу, способы как-то устроиться. Кроме того, у меня уже очередь из студентов коммерческих вузов. Такого я себе даже представить не могла. Мы в полном отчаянии: они настолько запущены, настолько ничего не знают, они даже не знают своих преподавателей. Что уж там говорить о предметах, которые там как бы «преподают».- Тот же ВГИК, не говоря о других вузах, выпускает целую армию безработных, которым негде работать. Будете пополнять их ряды?- В отличие от ВГИКа мы собираемся готовить людей на реальные проекты, в которых они будут задействованы командами. Наш главный принцип — выпустить не отдельно взятого оператора или сценариста, а группу людей, умеющих работать, и работать вместе. А их дипломы — о втором спецобразовании — будут подписаны всеми, кто у них преподавал. То есть лично, скажем, Владимир Войнович или Владимир Хотиненко гарантирует качество выпущенного специалиста.»ДЕДОВЩИНА» НА КИНОСТУДИЯХ?Весьма нервозной дискуссией обернулась очередная коллегия российского Госкино. Собравшимся в Малом Гнездниковском мастерам экрана предстояло принять проект постановления о государственной поддержке творческой молодежи. Зампред Госкино Сергей Лазарук, державший вступительный спич, спокойно и обстоятельно «разжевал» залу необходимость бюджетного субсидирования творческих исканий молодежи.Но вслед за этим стали разыгрываться страсти. «Волну» подняли те, кто полагает, что даже самые правильные слова киночиновников мало что решают.Директор Высших режиссерских курсов Людмила Голубкина заявила, что поддержка молодежи государством должна начинаться с заботы о студентах-кинематографистах. Между тем руководимое ею учебное заведение давно уже посажено на голодный паек, и за последнее время из 69 обучающихся здесь будущих режиссеров 38 по финансовым причинам даже не имели возможности снять обязательную курсовую короткометражку.Режиссер Владимир Мотыль, преподающий на тех же режиссерских курсах, заклеймил витающую в последнее время в некоторых чиновничьих головах идею перехода этого элитарного учебного заведения на внебюджетную систему обучения (это когда студенты сами оплачивают радость образования). Мотыль пригрозил, что, если такое случится, огромное количество юных талантов, не имеющих денежных средств, будет безвозвратно потеряно для страны. В полемику с автором «Белого солнца пустыни» бросился главный редактор студии Горького Вячеслав Шмыров, который полагает, что, сколько ни дотируй российские киновузы, их выпускники все равно обречены на прозябание. Потому как в стране совершенно не развит институт кинопромоутеров и, соответственно, не налажена система информации о юных дарованиях, достойных продюсерского внимания. Шмыров настаивал также на необходимости передать Высшие режиссерские курсы студии Горького, которая превратила бы их в собственную кузницу кадров. Тем самым редактор озвучил давнюю идею своего шефа — директора студии Сергея Ливнева. Но наиболее симпатичную идею высказал на сей раз директор Дома кино Юлий Гусман.Он напомнил, что по качеству обучения аналогов российским киношколам в мире нет, что признает все прогрессивное человечество. А значит, надо срочно придать нашим киношколам международный статус и попробовать жить за счет той валюты, которой расплатятся за счастье учиться в Москве наши зарубежные гости.Но особенно пафосной выдалась финальная часть коллегии.Известный клипмейкер, а с недавних пор вроде бы уже и кинорежиссер
Юрий Грымов ошарашил председателя Госкино Армена Медведева лобовым вопросом: «А нужны ли вообще молодые «хозяевам» нашего кинематографа?». В ответ киноминистр был вынужден признать, что да, мол, получается — не очень нужны. И даже подтвердил, что российские студии и объединения охвачены своеобразной «дедовщиной». Их многоопытные и маститые руководители зачастую морят молодых режиссеров творческим голодом, используя служебное положение прежде всего для запуска собственных картин. «Главное для нас — покончить с равнодушием в отношении к этой проблеме», — заключил Армен
Николаевич. Проект постановления о господдержке юных дарований, разумеется, приняли. А вслед за этим решили еще один вопросик: на завершение каких фильмов выделить бюджетные средства. И вот тут в списке осчастливленных оказались сплошь режиссеры уже проверенные, дебютировавшие далеко не вчера. Игорь Масленников с двухсерийной киноверсией собственного телесериала «Что сказал покойник». Александр
Рогожкин с картиной «Блокпост». Супермодный ныне Алексей Балабанов, чья новая картина будет называться «Тихие люди». И Томаш Тот («Дети чугунных богов»), снимающий фильм «Наташа». О том, на что пошли выделенные им денежки, — в следующих номерах «МК».