Главная кинопремьера недели

Главная кинопремьера недели
Жюльетт Бинош — одна из самых популярных современных французских актрис. Выход на экраны фильма с ее участием — главное кинособытие недели.
Камилле Клодель, выдающемуся французскому скульптору, не повезло так, как, например, поэту Артюру Рембо. Камилла пережила свой плодотворный период активного творчества не на несколько лет, а на многие десятилетия. Объявленная душевнобольной, она содержалась в психиатрической лечебнице, где ее навещал брат, литератор Поль Клодель. Там, в стенах больницы на юге Франции, в 1915-м году и происходит действие нового фильма Брюно Дюмона «Камилла Клодель. 1915» с Жюльетт Бинош в главной роли. Режиссер и актриса не то чтобы являются такими уж фанатами чистого и чувственного искусства во многом недооцененной ваятельницы. Им просто нравилась идея поработать вместе, и судьба Камилы оказалась весьма достойным для сотрудничества поводом.
Брюно Дюмон, известный своей бескомпромиссностью, решил снимать Жюльетт в аутентичной среде, вместе с настоящими нянечками и пациентками психушки. Ну, разве что все персонажи одеты сообразно 1915-му. Для контингента со сложными диагнозами игра в кино не была, должно быть, чем-то из ряда вон выходящим: по сценарию, и в лечебнице у Клодель был свой театр. Вполне логично и то, что героиня Бинош выглядит наиболее адекватной из всех, — ведь и Камилла считала, что ей в подобном заведении не место. Хотя в картине есть упоминания о ее мании, когда мадемуазель Клодель жалуется, что бывший любовник Огюст Роден крал ее идеи для своих скульптур. Но если внимательно посмотреть на работы одной и другого, Камилла выглядит не такой уж неправой. Легко сочувствовать героине и в сценах, где ей запрещают закрывать дверь своей комнаты, или где побуждают помочь заботиться о более тяжелых больных. С другой стороны, заняться пациентке все равно больше нечем, кроме как поневоле социализироваться. Ведь творить она больше не может или не хочет, и даже близкие, тот же брат, склонны рассматривать творческий процесс как источник нездорового душевного беспокойства, а вовсе не метод лечения.
Теме брата Поля в фильме отведено больше места ближе к финалу. Получается такая параллель: участь сестры-скульпторши, лишенной вдохновения и запертой за каменными стенами обители, против метаний и сомнений братца — поэта и драматурга, который, казалось бы, полностью свободен и успешен, а тоже мучается. Впрочем, что месье Клоделя, что вышеупомянутого Родена по сравнению с бедняжкой Камиллой не за что жалеть: сто лет назад мужики в художественной среде определенно доминировали, так что за них можно не волноваться.