Ford, Henry — биография

Ford, Henry — биография
Американский промышленник и изобретатель конвейера, Генри Форд в корне изменил ход истории своей страны — США. В то время, когда Форд ушел из дома (это произошло в 1879 году) и начал самостоятельно зарабатывать деньги, только 25% населения страны жило в городах. К моменту его смерти уже пять восьмых американцев стали горожанами. И в такой кардинальной перемене роль Генри Форда огромна. Правда, когда он сам это осознал, то захотел все вернуть обратно, во времена своего детства… Генри Форд появился на свет 30 июля 1863 года в семье Уильяма и Мери Форд, которые жили тогда в Дэборне, штат Мичиган, к западу от Детройта. Он был одним из восьмерых детей. Родители не могли себе позволить тратить большие деньги на образование отпрысков, так что Генри всего восемь лет учился в школе, а затем начал работать на ферме отца. В 16 лет Форд решил начать самостоятельную жизнь и уехал в Детройт, где собирался устроиться на работу в магазин. За три года работы он много узнал о двигателе внутреннего сгорания. После этого он попал в Westinghouse Engine Company, параллельно работая у отца. Через некоторое время Форд собрал «фермерский локомотив», который работал на старых деталях и был оснащен двигателем, который Генри сконструировал самостоятельно. Через девять лет Генри Форд возвратился в Детройт взрослым женатым мужчиной. Его жена, Клара Брайант, выросла на соседней ферме, поэтому они дружили с детства. В 1888 году Генри и Клара поженились, а в ноябре следующего года у них родился первенец, Эдсел Брайант. В декабре 1889 года Генри Форд получил должность главного инженера на заводе Detroit Edison Company. Его задачей была тотальная электрификация Детройта. Несмотря на ответственную должность, у Форда оставалось время для собственных изобретений. Уже в конце 1893 года он закончил работу над двигателем, который работал на бензине. В отличие от многих других изобретателей, Форд не складывал свои изобретения в ящик, а без особого сожаления продавал патенты на них. Форд стал акционером нескольких компаний, которые покупали его продукцию, правда, других акционеров часто не устраивали его решения: он всегда пытался усовершенствовать свои модели, а производителям нужен был лишь готовый товар, который можно выпустить на рынок. Кстати, в 1899 году была образована Detroit Automobile Company, которая в будущем была реорганизована в Henry Ford Company. Наконец, в 1903 году Генри Форд создал то, что, по его мнению, можно выпустить на рынок — автомобиль. Для этого он организовал Ford Motor Company, уставный капитал которой составлял $28.000. Первые проблемы появились через пять недель — Ассоциация производителей автомобилей Детройта пригрозила прикрыть производство Форда за отсутствием у него лицензии, в получении которой ему отказали. Дело в том, что Форд был в скверных отношениях с местными олигархами, а выдача лицензий зависела от Джорджа Болдвина Селдена, юриста из Родчестера. Судебная тяжба затянулась на шесть лет. В 1909 году Форд проиграл дело в суде первой инстанции, однако в 1911 году справедливость восторжествовала — его апелляция была удовлетворена. Несмотря на судебные и иные издержки, этот процесс сыграл Генри Форду на руку — о нем узнала вся страна, он стал национальным героем. В октябре 1908 года было объявлено о создании Model T. В официальном заявлении Форда было сказано: «Я изобрел эту машину для всеобщего пользования, для каждого гражданина США». За девятнадцать лет Форд продал 15.500.000 этих автомобилей в США, 1.000.000 в Канаде, 250.000 в Великобритании — суммарная цифра составляла половину всех автомобилей, проданных в мире за этот период. Успех Форда можно объяснить тем, что он изначально создавал средство передвижения, а не роскошь, доступную избранным. Кстати, благодаря конвейеру сборка одной машины занимала 93 минуты (по сравнению с прежними 728 минутами это был грандиозный прорыв). В 1914 году Ford Motor Company объявила, что теперь минимальная зарплата рабочих на их заводах будет составлять $5 в день, причем продолжительность рабочего дня сокращалась с девяти до восьми часов (можно предположить, что Форд решил, с некоторым опозданием, претворить в жизнь «розовую» мечту Маркса и Энгельса, одну из составляющих их программы). Этот шаг также прибавил Форду народной любви, так как в то время средняя дневная норма оплаты труда составляла $2,34. Форда начали называть и великим гуманистом своего времени, и сумасшедшим социалистом. На самом деле это был лишь сухой расчет: высокая зарплата обеспечит должное качество работы, а невысокая цена на автомобиль — $950 в 1908 году и $290 в 1927 году — максимально увеличит рынок сбыта и число потенциальных покупателей. Нововведения Форда привели к настоящей революции в автомобильной индустрии. Конвейерный способ произведства позволил создавать Модели Т каждые 24 секунды; экономичность производства вела к снижению себестоимости машин; высокая зарплата поднимала уровень жизни рабочих, вводя их в круг потенциальных покупателей собственной продукции. Все это изменило не только жизнь империи Форда, но и структуру американского общества. В 1908 году компания Форда производила восемь моделей автомобилей, по 100 машин в день. В перспективе Форд рассчитывал на 1000 единиц в день. Акционеры, которые сначала были просто в экстазе от таких показателей, вскоре стали задумываться о своих дивидендах. Дело том, что Форд вкладывал всю прибыль в производство, а они хотели денег. Поскольку Форд имел 58% акций, его мнение было решающим, поэтому у остальных акционеров был единственный выход — подать в суд, что и было сделано братьями Додж в 1916 году. В декабре 1917 года суд удовлетворил их претензии. Апелляция Форда была отклонена; в мотивировочной части говорилось, что забота Форда о рабочих и покупателях, конечно, похвальна, однако целью предпринимательства является законное извлечение прибыли, поэтому его первейшей обязанностью является выплата достойных дивидендов своим акционерам. Тогда Форд решил просто выкупить все акции и стать единственным акционером своего предприятия. Он ушел с поста генерального директора, назначив вместо себя сына Эдсела. В июле 1919 года Форд выкупил акции девяти мелких акционеров, заплатив им $106.000.000 за акции, $1.536.749 процентов и ещё $19.275.385 в качестве штрафа по решению суда. В 1920 году Ford Motor Company была реорганизована; теперь единственными акционерами были Генри Форд и члены его семьи. На реке Руж Форд планировал построить огромный автомобильный завод. Чтобы не иметь проблем с поставщиками, он приобрел предприятия начального цикла. Теперь его империя работала как единый механизм, начиная с добычи руды и заканчивая сборкой автомобилей. Эта гигантская затея завершилась в 1927 году. Кстати, все деньги Форд заработал честным, открытым путем — на продаже собственных Моделей Т. К 1936 году Ford Motor Company была на третьем месте в мире по объему продаж. Генри Форд, как утверждали современники, был достаточно сложным человеком. Он совмещал в себе огромный энтузиазм и энергичность, с одной стороны, и несдержанность и множество предрассудков, с другой; забота о своих рабочих соседствовала с полным безразличием к окружающим. В 1918 году Форд приобрел газету The Dearborn Independent, на страницах которой лично выступал против «мирового сионизма», виноватого, по его мнению, в I Мировой войне. Он любил старомодные, по тем временам, танцы, например, польку, кадриль и мазурку. Будучи крупным промышленником, Форд образовывал мелкие производства, которые по структуре напоминали натурально хозяйство. Он способствовал открытию в отдаленных регионах США школ, проводил эксперименты с соевыми зернами, выступал каждую неделю по радио с обращениями к «простому народу», реставрировал древние постройки, открыл музей (теперь известный как Henry Ford Museum). Как-то про Форда сказали: «Действия гения нельзя проанализировать. А Форд гений». Он умер 7 апреля 1947 года, ровно через сто лет после того, как его отец эмигрировал из Ирландии в США.