Фильм земляк

Фильм земляк
Про войну говорят многое и многие: снимают фильмы, рисуют картины, пишут книги. Войны были всегда: с древности и по сегодняшний день. Если раньше они были явными, то теперь часто скрытые, украшенные вуалью идеологии и лжи. Раньше боролись за интересы царей – украденную красавицу-жену, покорение племен до края земли и берегов великих морей, за величие имени и за свою религию, за территории и золото, для гордости или корысти. Но это было наверху, для тех, кто устраивал войны.
Внизу не знали о реальных причинах, видели надуманную историю, мастерски преподнесенную для следования за вожаками. И те, кто держали оружие в руках, кто закрывал царские шатры грудью, кто верил в свою военную «правду», мечтали об одном, чтобы война закончилась и можно было вернуться домой. Как они жили потом, снились ли им перемешанные с землей и кровью тела, слышали они во сне стоны умирающих? Этого нам не узнать.
Зато многое можно узнать из произведений 20 века, начиная с медицинского подхода – труды о посттравматическом синдроме, изменении психики и адаптации к жизни после войны, заканчивая современными фильмами. Фильмы – зло и благо одновременно: квинтэссенция, позволяющая не знать первоисточника, имея при этом собственное мнение.
20 век показателен в этом отношении: великие военные открытия, новое оружие, новый подход к ведению войны – идеологический, каждая война – революция, самые обширные по территории и страшные по цинизму к человеческой жизни войны. Многие произведения о Второй мировой войне, когда всполохнул весь мир огнем войны. Тогда впервые заговорили о том, как страшна война, чего стоит жизнь, можно ли жить после войны.
Росселини снимал в новом стиле – неореализме, когда страшное показывают без украшений и мишуры, чтобы дать возможность каждому иметь свое мнение, намеренно умалчивая о своем отношении. Есть ли жизнь после войны? Персонажи фильма «Земляк» отвечают по-своему на этот вопрос. Шесть историй, связанных послевоенной Италией, с разной сюжетной линией повествует каждая о своем. Кто-то живет, чтобы обрести новую жизнь после войны, кто-то живет войной, кому-то она дает новый шанс, у кого-то отбирает надежды…
Война не заканчивается победой, она продолжиться после, когда персонажи останутся наедине со своими мыслями и будут выбирать сами, без вожаков, без генералов, на какую сторону им встать, какую правду нести людям. Фильм принес режиссеру мировую известность и заставил говорить о нем: в эпизоде фильма снят настоящий труп. Это новый подход к реализму или кощунство?
Новым в фильме было все: несвязанные истории человеческих жизней, которые встретились на короткое время, путешествие по следам Гарибальди. Этим людям больше нечего терять, они не боятся за свою жизнь и оттого так искренни и честны перед собой, другими, перед зрителем. Предельная откровенность – это не конек, это кредо Росселини и его «Земляка». Он идет по следам войны, собирая себя настоящего по крупицам, открываясь нам. В нем можно увидеть свои черты, свои мысли. Не от того ли такое странное чувство охватывает вас при просмотре фильма, что вас раскрыли и ваши секреты стали очевидными для всех, как и души героев фильма?
Единственный способ понять мир, раздираемый противоречиями, — посмотреть этот фильм, чтобы понять, когда и для кого война закончится. И можно ли жить после нее… Или без нее…