Энциклопедия отечественного кино

Энциклопедия отечественного кино
При Свердловской киностудии создается Объединение художественной анимации. Свердловской анимационной школе с опозданием выдают свидетельство о рождении. Творческие школы не возникают по разнарядке. Необходима стыковка двух векторов: логику целесообразности — передаточную цепочку предпосылок и перспектив — приводит в движение внезапное столкновение с потоком позитивных случайностей. Где скрыта закономерность, а где — слепая игра судьбы, проясняет окончательно лишь водораздел лет, временная дистанция. Появление свердловской анимации — одного из самых ярких явлений новейшего «рукодельного кино» — также можно отнести за счет удачного стечения обстоятельств. В первой половине 1980-х гг. в анимационных мастерских Высших режиссерских курсов оказалось сразу несколько студентов из уральского мегаполиса — Алексей Караев, Владимир Петкевич, Оксана Черкасова. Никакого «свердловского спец набора» не было — так уж карты легли — но в самом зигзаге событий уже брезжил проблеск закономерности. Неофиты из Свердловска принадлежали к одному поколению: все родом из 1950-х гг. Они стремились — каждый по-своему — выразить в анимации нарождающийся «дух восьмидесятых». Многие были выпускниками местного Архитектурного института, который слыл в городе одним из главных интеллектуальных и творческих центров. «Первое образование» не было для них напрасной тратой времени: оно сформировало привычку к самодисциплине, навык структурного мышления, столь необходимые в кропотливом и протяженном во времени труде одушевления картин. В Свердловске «курсантам» не пришлось начинать с нуля. Там имелась производственная база — мульт цех при киностудии, обслуживавший главным образом нужды научно-популярного и учебного кино. В 1970-х гг. здесь были поставлены несколько рисованных и кукольных картин, но уровень большинства из них был во всех смыслах «провинциальным». Режиссеры новой генерации смогли преодолеть зашоренность старших коллег. Благодаря стараниям учителей — Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова — они неплохо знали контекст мировой анимации. И эта широта горизонтов проявила себя в творческих амбициях начинающих авторов. В свердловской анимации 1980-х гг. причудливым образом переплетаются разнородные влияния: медитативная созерцательность, социальные аллюзии, гротесковый сюр. Караев, Петкевич, Черкасова и присоединившийся к ним вскоре Александр Петров пребывают в постоянном контакте, на первых порах зачастую работая художниками-аниматорами на картинах друг у друга. Что естественно способствует обмену идеями и даже миграции образов из фильма в фильм. Впрочем, каждый из постановщиков постепенно нащупывает и обживает собственную творческую нишу. Караев (Добро пожаловать, Жильцы старого дома, Сгичи) снимает изящные мультики для детей (именно они приносят свердловчанам первые фестивальные призы). Петкевич в своих монохромных лентах (Ночь, Сказочка про Козявочку, Как стать человеком) спаривает социальный гротеск с эзотерикой притчи. Фильмы Черкасовой (Кутх и мыши, Бескрылый гусенок) погружают в диковинные миры архаических мифов северных племен и веселую кутерьму уральских баек. Сергей Айнутдинов стыкует жесткую сатиру и мрачноватый абсурд (Аменция, Аутизм). Петров (Добро пожаловать, Корова) сплавляет пафос «высокой русской прозы» с традициями степенного живописного реализма. Именно в Свердловске 1980-х гг. опробованы и затем «доведены до ума» оригинальные анимационные техники: в ход идут подкрашенные песок и «подвижное» масло (по целлулоиду и по стеклу). Наконец, под финал перестройки при Свердловской киностудии создается новая производственная единица — Объединение художественной анимации. Что называется, лучше поздно, чем никогда.1990-е гг. принесут свердловской (екатеринбургской уже) анимации череду важных перемен. В начале десятилетия город навсегда покинут Петкевич и Петров. Один уедет в Белоруссию, другой вернется в Ярославль и создаст там собственную студию «Панорама» (где будут сделаны шедевры Сон смешного человека, Русалочка, Старик и море). Но отъезд «столпов» не приведет к скорому закату свердловской школы. Явится новое поколение авторов: до самостоятельных работ дозреют художники-аниматоры Алексей Харитиди (Гагарин), Валентин Ольшванг (Розовая кукла) и Андрей Золотухин (Бабушка). В фильмах дебютантов 1990-х гг. будет поражать легкость и свобода в обращении с материалом, причем будто бы и не нажитая непосильным трудом, а существующая как природный дар, как неотъемлемое качество дарования. И еще — независимость от идеологических клише, от штампов старой советской школы. Что, впрочем, немудрено: с ними уже не требуется сражаться, их попросту уже не замечают или даже не помнят. Режиссеры, рожденные в 1960-е гг., поведут разговор от первого лица, нейтральное «мы» предшественников они заменят личностным «я». Фильмы из Екатеринбурга и в дальнейшем будут привозить из Европы и из-за океана охапки международных призов (ГагаринХаритиди даже получит «Золотую пальмовую ветвь» в Канне и будет номинирован на «Оскар»). Престиж творческой школы лишь возрастет — именно на Урал отправится снимать дебютную картину молодая британка Люси Ли. Тем не менее, в финале десятилетия в свердловской анимации случится очередное перераспределение сил: Харитиди эмигрирует в Канаду, Золотухин переберется в Швейцарию.Но «свято место» пусто не бывает. В начале нового века стильным дебютом Привет из Кисловодска заявит о себе перспективный новичок — Дмитрий Геллер, автор «третьей волны», режиссер молодой генерации.