Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
В ДК МЭИ, помимо уже традиционных «Игр в Лефортово», во второй раз проходит театральный сбор «На обочине»ДК Московского энергетического института к концу 1980-х гг. становится популярным местом для «продвинутой» (как тогда не говорили) молодежи. Юрий Дубовицкий, энтузиаст и умница, не соблазнился возможностью превратить свой ДК в рок-площадку — очередное подобие «Горбушки». В его мечтах старый ДК, расположенный рядом с Лефортовской тюрьмой, представал мощным художественным центром: местом встреч недавнего художественного андеграунда с официальной культурой — конечно, не казенной «совковой», но респектабельной. В остаточные годы советского режима мысль о возможном симбиозе, о «перекрестном опылении» двух культур (обе, заметим, сильно переоценивают свой запас прочности) популярна и в «верхах» и в «низах». Нынешний год становится пиком продюсерской и культуртрегерской деятельности Дубовицкого. Помимо «Игр в Лефортово», учрежденных в 1986 г., неутомимый директор ДК инспирирует рождение второго фестиваля — театрального сбора «На обочине». Поначалу мечталось, что «Обочина» станет фестивалем радикалов, бунтарей, интеллектуальных анархистов и т. д. Этот замысел провалился по простой причине: в театральном пространстве конца 1980-х гг. радикалов и анархистов не обнаружилось. Поэтому решено, что в этот раз сбор «На обочине» должен стать показом новых или недавно выпущенных спектаклей: вот и все отличие от «Игр в Лефортово», где не возбраняется играть прошло- и даже позапрошлогодние премьеры. Что до искусства как такового, оба фестиваля наглядно демонстрируют: а) совершенную размытость понятий «авангардный», «экспериментальный» и т. п.; б) усиливающуюся склонность к штампам; в) невозможность какого бы то ни было симбиоза, отсутствие точек соприкосновения между участниками. Будь то «Театр на Спартаковской» Светланы Враговой и «Школа русского самозванства» Саши Тихого («Игры»), «Театр у Никитских ворот» Марка Розовского и спектакль «Что было после спасения» Михаила Хусида («Обочина») или поэты-концептуалисты с их «Альманахом». Больше никаких театральных фестивалей в ДК МЭИ проводиться не будет.