Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
В Москве открывается съезд Союза художников СССР. Изо всех творческих союзов художникам выпала честь завершать действо длиною почти в два года. Если в 1986 г. съезд кинематографистов явился по сути революционным событием, до неузнаваемости изменившим самые основы кинематографического производства, если съезд Союза театральных деятелей воспринимался как серьезное событие в жизни театра и людей театра, способное привести к разумным мерам в самой структуре театрального дела, если Союз писателей неожиданно и не в шутку явил картину раскола и распада, то Союз художников в лице своего съезда демонстрирует миру кристальную незамутненность жанра, чистейшей прелести чистейший образец. Этот жанр под названием «творческий съезд времен перестройки и гласности», возникший путем мутации канонического жанра «партийного съезда» и как всякая мутирующая субстанция обладавший известной подвижностью и чреватый непредсказуемыми отклонениями от намеченного сюжета и стиля, — к январю 1988 г. упокоился наконец в привычно-омертвелых, величественно-застывших формах. Отчетный доклад, шестая закладка сто двадцать пятой копии аналогичного документа времен XXVII съезда. Прения по докладу — сомнамбулическое вещание на полузабытом, но безотказно всплывающем в памяти новоязе. Никто не слышит предыдущего оратора, все заняты исключительно шаманским добыванием из подсознания устойчивых словесных блоков: «по-боевому включившись в…», «не стоять в стороне от…», «совесть каждого…», «дело всех…» — в общем, «…твердо стоять на принципах соцреализма…». Если бы Косолапову дали немножко раскрасить ораторов, а Сокову водрузить на сцене свой меховой «Серп-и-молот», никто не усомнился бы, что происходит самая грандиозная акция соц-арта за всю его историю. Художественная жизнь в Союзе принимает формы современного искусства, и этот гиньоль должен наводить вчерашних нонконформистов на печальные размышления.