Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
В московском кинотеатре «Зарядье» открывается Первый Всесоюзный кинорынок. Прокатчики тоже хотят свободы и реформ, что является полной неожиданностью для кинопроизводителей. «Базовая модель» трещит по швам. Глав кинопрокат «по привычке» пытается руководить, но безуспешно Кинорынок, организованный Главкинопрокатом и Союзинформкино, становится первым и весьма запоздалым шагом на пути реформирования системы кинопроката. Он необходим как воздух прокатчикам, желающим вырваться из тисков советской «разнарядки» и самостоятельно формировать свою репертуарную политику. А также кино производителям, к этому моменту осознавшим заведомую тщетность попыток самим торговать своей продукцией напрямую с кинотеатрами и уже успевшим настрадаться от алчных и ненадежных посредников. Для чиновников же организация кинорынка является веским аргументом для отчета перед вышестоящими инстанциями — на призыв партии и правительства «нужны новые формы, новые формы» Госкино смело может рапортовать: не спим, не ленимся, вводим «новую форму», называется «Всесоюзный кинорынок».Необходимость Кинорынка, таким образом, осознают все. Загвоздка состоит в том, что принципы и правовую основу его функционирования не представляет себе никто. Повторяется старая история, происходящая в деле реформирования повсеместно: понятно, что и зачем ломать, но непонятно, как и что строить.Как и все другие представители реформируемых структур, прокатчики, прежде всего, согласно известным куплетам на роль того, «кто был ничем, тот станет всем», назначают самих себя. Раньше, при централизованном распределении, они ничего не решали, вынуждены были действовать по «разнарядке», покупать себе в убыток и показывать в пустых залах «идеологически важные» и «эстетически значимые» продукты отечественных студий, а затем «закрывать» отчетность выручкой от Анжелик и Танцоров диско.Справедливо и логично предсказывая при таком положении неизбежное и скорое банкротство кинофикации всей страны, прокатчики требуют для себя прав и полномочий: 1) приобретать нужные им фильмы, а ненужные не приобретать; 2) производить закупки в нужном для данной киносети (кинотеатра) объеме; 3) торговаться и таким образом корректировать ценообразование.Производители, познавшие все выгоды и преимущества свободного кинопроизводства, никак не желают осознать, что у прокатчиков есть те же права на самоопределение и свободное плавание. Устанавливая свою цену на копию и навязывая прокатчику «высокое искусство», от которого тот шарахается как черт от ладана, производитель никак не может взять в толк, что социализм никак не мог удержаться в одной отдельно взятой части отрасли — кинопрокате.Организаторы Кинорынка прикладывают все усилия к тому, чтобы примирить интересы противоборствующих сторон. В их задачу входит разработка новых маркетинговых отношений между кинопроизводством и кинопрокатом. Производитель назначает свою цену. То ли по инерции, то ли от непонимания, как можно работать по-другому, Глав кинопрокат, корректируя аппетиты производителя и прибавляя процент предполагаемой прибыли вместе с 40 % налогом, по-прежнему директивно устанавливает цены на копии для покупателя. Стоимость копии различна для разных мест и колеблется от 150 до 5000 руб.Разделение цен по регионам есть мера вынужденная: организаторы опасаются, что прокатчики не выкупят и половины продаваемых фильмов. В результате хитроумные покупатели договариваются между собой, приобретая одну недорогую копию на три-четыре региона. Им это тем более выгодно, что владельцы копий отныне получают право распоряжаться всей сверхприбылью от проката.Несмотря на высокие цены, спросом пользуются преимущественно зарубежные жанровые картины, которых, к сожалению прокатчиков, на рынке мало; отечественные же, даже при низкой стоимости, покупаются без особого энтузиазма[1]. Главкинопрокат не только не получает ожидаемой прибыли от первого кинорынка, но и не возвращает затрат по его организации. Не помогает даже установление «согласительной» цены, когда в придачу к основной покупке присовокупляются фильмы-аутсайдеры (так называемые «пакетные продажи») — такой товар «с нагрузкой» можно купить по более низкой цене.Опасения Глав кинопроката оправдываются: большое количество отечественных фильмов оказывается не востребовано. Через год никому еще не известный Марк Рудинштейн проведет в подмосковном Подольске фестиваль «Некупленное кино». Эта благородная акция послужит прообразом фестиваля «Кинотавр», однако помочь прокатной судьбе фильмов, естественно, не сможет.Кинорынок, по сути, является первым серьезным предупреждением авторам и сторонникам «базовой модели», упустившим из виду, что прокат может затребовать себе той же свободы и такой же полной мерой. Ориентируясь на западную модель кинопроизводства, они не учли, что большинство представителей крупного кинобизнеса параллельно с кинопроизводством активно занимаются укреплением своих позиций на кинорынке, создавая свою сеть кинотеатров, принимая активное участие в формировании юридической базы в деле кинодистрибьюции.Следом за Первым Всесоюзным кинорынки решено проводить постоянно и повсеместно. Однако, поскольку везде будет предлагаться один и тот же пакет фильмов с небольшими модификациями и один и тот же набор ошибок в организации с незначительными вариантами, Таллинский, Ялтинский, Сочинский, Киевский кинорынки вскоре прикажут долго жить: на них просто перестанут ездить.Первый Всесоюзный, получив статус Межрегионального центра «Кинорынок», фактически монополизирует торги отечественных прокатчиков с кино производителями. Рекордсменами спроса становятся американские фильмы Роман с камнем и Враг мой, Френч канкан (Франция), Любовь выигрывает (Индия) и несколько детских кинофильмов из социалистических стран. В отечественном репертуаре лидируют Трагедия в стиле рок, Роковая ошибка, Аэлита, не приставай к мужчинам!, Работа над ошибками, Щенок, Коршуны добычей не делятся. Рассчитывая на популярность публицистики, прокатчики заказали 730 копий фильма Власть Соловецкая, сделанного в объединении «Круг». Однако фильм так и не окупит затрат.