Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
Шоу-премьера фильма Юрия Мамина «Фонтан» проходит с успехом Помимо шоу-премьеры, организованной ВО «Информкино», показы картины сопровождаются различными развлекательными акциями (например, «Ночь смеха» в московском кинотеатре «Зенит»). Правда, зрителям в зале уже не так весело, как это было на Празднике Нептуна: одно дело — смеясь расставаться со своим прошлым; другое — видеть на экране страшноватую метафору своего дня сегодняшнего.Путеводитель по раннеперестроечной жизни, Фонтан изобилует приметами этой жизни, которые размещены в пространстве фильма остроумно, компактно и удобно — каждая в нужный момент оказывается под рукой. Скажем, сотрудник жилконторы советует композитору Шестопалову, любителю попрыгать с крыши во всеоружии самодельных крыльев: «Идите на площадь, к обкому партии. Прыгайте там, это сейчас модно». И его реплика ставит очередную галочку около графы «политика». Или вот алкаши прыскают в пиво дихлофос и охотятся за корвалолом, который по два флакона в руки: это уже антиалкогольная кампания, т. е. шутки по социально-экономической части.Бытовые сочленения доминируют в конструкции фильма, чья сюжетная канва — постепенное разрушение и умирание отдельно взятого дома: сначала образуется трещина в несущей стене, потом проваливается крыша, отключается горячая вода и электричество. Разнообразные неурядицы, предоставляя авторам повод для упражнений в остроумии, множатся и затем прессуются в кирпич насущного вопроса: нужно ли героически держать на своих плечах прогнившую постройку (читай: систему), или лучше, чтобы она поскорее рухнула и позволила расчистить место под новое здание?Сваленные на чердаке кумачовые транспаранты «Экономика должна быть экономной» и «Слава советскому народу — строителю коммунизма» оказываются никудышными подпорками и, в конце концов, ломаются под тяжестью крыши. Хозяйственная проблематика будто бы приобретает метафорический вес: речь-то идет о развале советского общего дома. Но метафоричность эта — одноэтажная, экзистенциальный ужас социалистического общежития не надстраивается над ней прочным вторым этажом, а витает в туманной атмосфере Фонтана, так и не конденсируясь, не становясь осязаемым. А тяжелый бред быта — что ж, он окажется наиболее легко устранимым изо всех советских зол.