Энциклопедия отечественного кино

Энциклопедия отечественного кино
«Дело» отечественного авангарда наконец закрыто — «состав преступлений» уже не актуален. Концерты Шнитке, Денисова и Губайдулиной Имена композиторов отечественного авангарда все чаще появляются в концертных афишах: в течение года в Москве исполняются сочинения Альфреда Шнитке (4 и 5 симфонии, 2 и 3 Concerti Grossi, «История доктора Фауста»), Эдисона Денисова (Реквием, Сюита из оперы «Пена дней», «Вариации на тему Шуберта»), Софии Губайдулиной. С 1948 г., когда под флагом исторического Постановления ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» была начата борьба с формализмом в музыке, взаимозаменяемые клейма «авангардист», «модернист», «формалист», «декадент» обозначали чуждую советскому музыкальному искусству идеологию. Установка на авангард как на «формалистические извращения», «идейное убожество», ведущее к «маразму и вырождению», «гнусности сюрреализма», была лишь слегка и ненадолго поколеблена в «оттепель». Эксперименты заведомо считались подозрительными. Наиболее ярких новаторов-шестидесятников — Шнитке, Денисова, Губайдулину (все одного поколения — родились в 1930-е гг.) объединяла хула в их адрес из уст руководства в период «застоя»: первый секретарь правления Союза советских композиторов Тихон Хренников на съездах регулярно громил именно их как идеологическую пятую колонну. За редкостью исполнений и публикаций, все трое зарабатывали театральной и киномузыкой. Все трое были обречены на особый (политический и идеологический прежде всего) интерес и, соответственно, романтический ореол в глазах публики, сколь бы чуждым он ни был самим авторам. Цензура, запрет, непризнание делали из них диссидентов и составляли контекст для их редких выходов на широкую публику как в Советском Союзе, так и на Западе. Особенно сильно этот внемузыкальный фактор влиял всегда на восприятие творчества Шнитке, культового композитора интеллигенции 1970-х — 1980-х гг., в музыке которого она находила сопротивление тоталитаризму и внутреннее родство с Шостаковичем.