Энциклопедия отечественного кино
Умер Ростислав Плятт. Ростислав у Плятту (род. в 1908 г.) было дано то, что называется благородной старостью. Пошлые слова, которые полагается произносить на юбилеях («вы моложе нас всех!»), к нему не шли: он был человеком своего (не нашего) возраста и своего (не нашего) времени. В Плятте чувствовалась прелесть иноприродности: не присущая нам ни в быту, ни в искусстве умная легкость, мягкость, улыбающаяся благовоспитанность. Ему ничего не стоило быть любезным, ничего не стоило оказать услугу — это было таким же естественным его проявлением, как элегантность. Его порядочность включала храбрость и исключала желание нарываться на подвиг. Он не был гением, он до конца своих дней оставался актером редкостным и хороших правил. Он учился на драматических курсах под руководством Юрия Завадского, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь на сцене. Играл в Театре-студии Завадского с 1927 г. (Гастон Вальтье в «Школе неплательщиков»); в 1936 г. уехал вместе с выдворенным из Москвы театром в Ростов-на-Дону (Болингброк в «Стакане воды», Скалозуб в «Горе от ума»). Потом несколько сезонов играл в Театре им. Ленинского комсомола (Крогстад в «Норе», военврач Бурмин в «Парне из нашего города»). Еще до войны начал сниматься: извозчик Янек в Мечте, Холостяк в Подкидыше. С 1943 г. снова работал со своим первым учителем — теперь в Театре им. Моссовета. Эксцентрическая комедийная манера Плятта, отточенная в студийных постановках Завадского, никогда не приобретала характера гротеска. Он был мастером изящным, веселым и внутренне спокойным. Ему легко давался интеллектуальный и насмешливый тон Бернарда Шоу (Цезарь в «Цезаре и Клеопатре», Шоу в «Милом лжеце»); он чувствовал скрытый юмор психологизма Антона Чехова (Дорн в «Чайке», дядя Жорж в «Лешем»). Ему давались сцены-дуэты, особенно с Верой Марецкой — суховато лиричные, как во «Втором дыхании», или эстрадно-яркие, как в «Госпоже министерше». На его дуэт с Фаиной Раневской годами любовались, пока шел «хит» Театра им. Моссовета — спектакль Анатолия Эфроса «Дальше — тишина». Уход Плятта ничего не разрушает в нашей культуре. Его присутствие не было обязательным. Просто при нем было как-то лучше. В фильме Марлена Хуциева Послесловие (1983) он играл старика — милого гостя не ко времени, который вскоре уезжает. Когда его больше нет, в окне дальнего дома напротив вроде бы видишь его силуэт.