Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
Открывается 39-й МКФ в Канне. Здесь вновь пересекаются пути Сергея Бондарчука и Андрея Тарковского. В конкурсе Каннского фестиваля, который проходит вскоре после Пятого съезда кинематографистов, от советского кино представительствует «антигерой» съезда, режиссер Сергей Бондарчук с Борисом Годуновым. Фильм был рекомендован и отобран до всех революционных событий. На ходу пытался перестроиться «Совэкспортфильм», который на каннском рынке одновременно торговал Проверкой на дорогах и Одиночным плаванием, Битвой за Москву и Иди и смотри. Тематически фильм Бондарчука удачно вписывается в фестивальный контекст. Авторы многих конкурсных фильмов обращают взгляд в историческое прошлое: так, МиссияРолана Жоффе, в итоге получающая «Золотую пальмовую ветвь», рассказывает об испано-португальской колонизации южноамериканского континента, Маргарет фон Тротта делает Розу Люксембург героиней своей одноименной картины. Однако Борис Годунов не имеет в Канне успеха: критика упрекает его в архаичности, отсутствии энергии, в «телевизионной» эстетике. Но и то вяло, без энтузиазма. Бондарчук воспринимается как уже очень немолодой и, вероятно, очень усталый классик — неудачи такого рода хорошо известны и, в той или иной степени, составляют особую проблему для любой национальной кинематографии.Поскольку в Канн из СССР обычно допускались только особо проверенные журналисты, и этот год еще не становится исключением, информация о неуспехе Годунова… не попадет в фестивальные отчеты. Советская пресса так же старательно умолчит и о том, что Швеция представила на конкурс Жертвоприношение Андрея Тарковского, получившее Большой специальный приз жюри. Сам режиссер в тот момент уже болен, на фестивале отсутствует, и награда вручается его сыну Андрею. Так получит развитие и завершение «каннский сюжет» взаимоотношений Тарковского и Бондарчука. А впервые Канн свел их три года назад, когда Ностальгия участвовала в конкурсе, Бондарчук входил в жюри, и Тарковский не сомневался, что тот по заданию, полученному в Москве, «предпринял все от него зависящее, чтобы фильм не получил награды». Установить, в какой степени это соответствует действительности и где реальность подменяется апокрифом, и впоследствии будет практически невозможно.