Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
То, что Ардак Амиркулов со временем станет режиссером, начальником, демиургом, покорителем женских сердец и прочее и прочее, было ясно с самого начала. Яркий, неуступчивый, своевольный, он умел произвести сильное впечатление на окружающих. Но ведь многие тогда производили впечатление — и где они сейчас, амбициозные мальчики с наполеоновскими планами?Впрочем, каковы сейчас амбиции А. А., тоже неизвестно. Он успел побывать в должности директора киностудии «Казахфильм», после чего вернулся к продюсерской деятельности. Его последним заметным фильмом стал Абай, сделанный в лучших традициях сталинского биографического фильма эпохи малокартинья: риторичный, условный и плоский, как оперный задник.А. А. помнят в основном по его лучшему, «перестроечному» периоду, когда он был еще юношей со взорами, а не важным начальником. В период запуска Гибели Отрара («Гибель Ардака», «Гибель «Казахфильма» — упражнялись местные остряки, пораженные размахом будущей постановки) никто почему-то не сомневался в том, что сценарий Алексея Германа и Светланы Кармалиты, выдающийся по замыслу и исполнению, достался А. А. по праву. Этот сценарий поверг худсовет в полную растерянность. А. А. же взял его — легко, запросто, как будто был совершенно уверен в своих возможностях. Как выяснилось позже, не без оснований. Время от времени дыхание картины сбивалось — аскетичное, глубоко проработанное изображение, вызывающее в памяти раннего Куросаву, не могло спасти отдельные проходные эпизоды, слишком старательно следовавшие литературному первоисточнику. Тем не менее картина получилась мощной, ослепительно мужской. Сегодня, по прошествии почти десяти лет, история создания Гибели Отрара на провинциальной студии кажется фантастикой. На такое вдохновенное варварство нет уже ни сил, ни денег. От былого величия остались только горькие воспоминания, а «взрыв самосознания» разрешился длинной вереницей нудных конъюнктурных поделок на потребу швейцарским миллионерам — где вялость мысли, чувства, монтажа почитается кинематографическим достоинством.