Энциклопедия отечественного кино
«Алиса в Зазеркалье» по Льюису Кэрроллу в постановке Анатолия Праудина в Свердловском ТЮЗеХудожник А. Шубин. В ролях: С. Замареева, В. Реутов,А. Каталин, В. Нестеров.Небывалый для отечественного, а тем более провинциального ТЮЗа спектакль поражает своим масштабом. По рельсам, проложенным на сцене, движется самый настоящий поезд, который на полном ходу врезается в зеркало и уходит в Зазеркалье. В последнем вагоне едет Алисино отражение и машет героине ручкой. Сюрреалистические фантазии режиссера Анатолия Праудина и художника Анатолия Шубина ужасают своей достоверностью, а профессионалов покоряют невероятной, какой-то «неместной» изощренностью исполнения: по сцене, вторгаясь в действие, двигаются жуткие монстры — «мутанты Зазеркалья», по выражению одного из критиков, — отрубленные части человеческих тел и т.д. Внутри сложных, многокилограммовых костюмов из папье-маше работают живые артисты. Однако вовсе не только визуальная красота спектакля производит столь ошеломляющее впечатление — не менее, если не более шокирующими оказываются режиссерские решения, позволившие воплотить на сцене галлюциногенную по форме, философскую по содержанию взрослую историю, никогда прежде не удававшуюся в кино- и театральных интерпретациях. Сюжет о том, как Алиса проходит свой шахматный путь от королевской пешки до Королевы, становится сюжетом о становлении и распаде человеческой личности и о цене победы. Действие подчиняется самой изысканной сновидческой логике; сон Алисы, как матрешка, входит в сон другого персонажа, а все вместе происходящее на сцене оказывается лишь сном Черного Короля. Нетрудно представить, какое впечатление оказывает «Алиса…» на зрителей обычного постсоветского ТЮЗа. Однако времена благоприятствуют безумству храбрых: Праудин вскоре окажется в числе фаворитов фрондерствующей части столичной критики, а позднее получит за этот спектакль Госпремию РФ.