Энциклопедия отечественного кино

Энциклопедия отечественного кино
Пленум правления СК СССР рассматривает творческие и организационно-экономические проблемы советского телевизионного кинематографаПотребность кинематографа и телевидения (смежных, но скорее враждебных, чем взаимополезных институтов) «разобраться по понятиям» назрела давно. Несообразности и ошибки бюрократического регулирования отношений между «большим» и «маленьким» экранами (определявшихся волевыми решениями партии и правительства, а не экономическими механизмами) дополнялись несогласованностью работы Госкино и Гостелерадио. Взаимоотношения ведомств были с давних пор напряженными и конфликтными: извечная конкуренция этих организаций перед ЦК КПСС усугублялась личной неприязнью между их руководителями — Филиппом Ермашом и Сергеем Лапиным. Из телевизионного вещания долгое время старались исключать аналитическое освещение жизни кинематографа. Во всех изданиях Госкино, в свою очередь, было негласно запрещено рецензирование и даже упоминание телевизионных фильмов. Разногласия зашли так далеко, что смена руководителей обоих ведомств не исправила положения. Именно поэтому Пленум правления СК СССР по вопросу «Творческие и организационно-экономические проблемы телекино», о необходимости которого речь шла с конца 1960-х гг., собирается лишь на излете 1980-х гг. — через 21 (!) год после того, как президиум СК СССР впервые принял решение о его созыве.Обсуждение накопившихся проблем и взаимных претензий продолжается два дня. Более 40 выступлений высвечивают огромное количество болевых точек во взаимодействии кино и телевидения[1]. Опрос участников Пленума показывает, что 44 % из них считают состояние телевизионного кино кризисным, 6 % — выходящим из кризиса, и ни один человек не считает, что наблюдается подъем. Отечественное телекино, долгое время бывшее для зрителей лучом света в преунылом телевизионном окошке (еще 2-3 года назад игровые теле- и кинофильмы собирали аудиторию, в 1,5-3 раза превышающую количество зрителей любой другой программы), теперь стремительно сдает свои позиции.На Пленуме много внимания уделяется тому, что непродуманная, во многом случайная эксплуатация кинофильмов на ТВ приводит к инфляции кинозрелища, снижает интерес к киноискусству. Руководство телевидения обвиняет Госкино в том, что то норовит спихнуть на телеэкран неудачные и откровенно слабые картины. Госкино на этот счет имеет свое мнение и свой повод для недовольства. Оно обязано выполнять план по валовому сбору с проданных кинобилетов и, в то же время, ежегодно и безвозмездно передавать телевидению 30 картин после полугодового проката и 45 после годового — а эти ленты еще могли бы собирать деньги. АлександрКамшалов даже подсчитал ущерб своего ведомства от этой передачи — 32,6 млн. руб. в год. Кинематографисты настаивают на том, чтобы ТВ платило за используемые кинофильмы (теперь, когда идет повсеместное внедрение «базовой модели» и студии переходят на хозрасчет и самоокупаемость, этот вопрос становится тем более острым). Но государство не выделяет Гостелерадио денег на их покупку. Естественно, что на телеэкран стараются спихнуть плохие фильмы, исчерпавшие свой прокатный ресурс.Пленум выявляет главное противоречие между системами кино- и телепроизводства. Кинематография с 1986 г. фактически демонополизована и стремится наладить обратную связь со зрителем — тогда как на телевидение до сих пор распространяется государственная монополия. Конкуренция между телеканалами и программами отсутствует, рейтинги не интересуют никого, кроме социологов. «Скоро возникнет нестыковка хозрасчетной модели кинематографа и бюджетной организации Гостелерадио», — предупреждает Климов, заметив, что из-за этого кинематографисты не заинтересованы в сотрудничестве с ТВ. Пленум выражает неудовлетворенность положением дел в телевизионном кинематографе, ограничившись абстрактными пожеланиями перевести телестудии на хозрасчет, установить обратную связь с аудиторией, «обратить внимание», «рассмотреть» и «предусмотреть». Руководство Гостелерадио, на которое секретариат СК не имеет никакого влияния, разумеется, игнорирует все предложения, равно как и все претензии кинематографистов.Надвигающийся (и уже отчетливо ощущаемый) кинематографический бум, набирающее силу видео, явственно заметная слабость, «усталость» Госкино, внутренние противоречия в самом Гостелерадио — все это не позволяет в этот момент с достаточной степенью серьезности отнестись к вопросу о будущем собственно телевизионного кино, наметить реальные перспективы его развития. Лишь спустя два года Союз кинематографистов объявит бойкот Центральному телевидению (мораторий на безвозмездный показ новых фильмов), и ЦТ в ответ радостно выстрелит обоймой старых отечественных телефильмов — от Семнадцати мгновений весны до Богача-бедняка.Одновременно с этим событием два центральных телеканала — «Останкино» и «Россия» — впервые закупят и продемонстрируют «мыльные оперы». Мексиканский сериал Богатые тоже плачут (1979) и американский Санта-Барбара (1984 — 1992), снятые на видео конвейерным способом, станут суперхитами, тем самым практически подводя черту под производством отечественного телефильма. На «Ленфильме» при французском финансировании еще будет произведен цикл снятых на кинопленку телефильмов по произведениям русских и советских писателей, но это будет практически последний всплеск жизни телевизионного кино «старой формации», классической телевизионной эстетики. Производство телефильма в России окончательно перестанет быть рентабельным: показ «импортного мыла» будет идти в режиме «нон-стоп», пакеты закупок будут увеличиваться, и, соответственно, снижаться цена. Гигантский успех у зрителя грошовых историй надолго закроет доступ на телеэкран старым советским телефильмам — как односерийным, так и многосерийным. Их массовое возвращение произойдет лишь во второй половине 1990-х гг., на волне зрительской усталости от дешевых сериалов. Одновременно с этим на телеэкран выплеснется весь «кооперативный кинопоток» начала 1990-х гг., на чудовищном фоне которого явственно обнаружится, что старые телефильмы, качество которых так громится на Пленуме, по сравнению с достижениями перестроечного прогресса выглядят как несомненная классика.