Энциклопедия отечественного кино.

Энциклопедия отечественного кино.
V Пленум правления СК СССР обсуждает проблемы кинематографий братских советских республик. Для пущего единения и всеобщего процветания кинематографисты решают для начала разъединиться — с тем, чтобы создать новый Союз, но уже на федеративной основеКо времени проведения Пленума по национальным вопросам отношения между республиками и центром уже минуют период напряженного противостояния (Тбилиси, Душанбе, Вильнюс, Баку, Рига) и переходят в стадию вооруженных конфликтов, вспыхивающих один за другим. Занимая после Пятого съезда активную политическую позицию, СК СССР выступает с заявлениями протеста против произвола властей, инициирует депутатские запросы, высылает собственные комиссии на места событий, организует их съемки. Однако к V Пленуму сам СК все еще сохраняет архаичную организационную структуру: внутри общего всесоюзного СК существуют союзы кинематографистов всех национальных республик, кроме России.До 1988 г. республиканские союзы экономически всецело зависели от центра, у которого приходилось испрашивать разрешения буквально на все, вплоть до покупки канцелярских принадлежностей, не говоря уже о расходах на командировки, о штатном расписании или заграничных поездках.В советские времена республиканские студии существовали в системе многоступенчатого административного контроля — они подчинялись кинокомитетам и парткомам союзных республик, которые, в свою очередь, находились в подчинении Госкино СССР и ЦК КПСС. Таким образом, республиканские студии имели на одну вышестоящую бюрократическую инстанцию больше, чем российские. Эта организационная вертикаль выстраивала перед фильмами тройной кордон цензуры — студийной, республиканской и союзной. Причем национальные кинокомитеты и парторганы старались уничтожать крамолу на месте, дабы не дразнить центральную власть.Но чем сильнее было официозное давление, тем упорнее кино пользовалось эзоповым языком и особой эстетикой, официально именуемой «национальной самобытностью» и «изображением особенностей национального характера». Рижская документалистика и эстонская мультипликация, украинское «поэтическое» кино и грузинская школа пользовались неизменным признанием синефилов и либеральной критики; фильмы киргиза Толомуша Океева и узбека Эльера Ишмухамедова, туркмена Ходжакули Нарлиева и армянина Генриха Маляна становились призерами международных кинофестивалей и фаворитами киноведческих изданий. И все же узок был круг знатоков и специалистов, способных по достоинству оценить бесспорные достижения национальных кинематографий, у широкого зрителя они, как правило, не пользовались популярностью. Помимо прочего, за исключением Грузии, в которой кинематограф всегда был на подъеме и где общий его уровень был неизменно высок, в других республиках процветало конвейерное производство однотипных «фильмоединиц» (например, среднеазиатские «истерны» про установление советской власти и борьбу комиссаров в пыльных шлемах с баями). Эти фильмы производились исключительно для галочки в производственных планах, и на их успех у зрителей, разумеется, изначально никто и не рассчитывал. «Приписки» и банальные подлоги в отчетах обычно скрывали прокатную невостребованность большинства фильмов, произведенных на национальных студиях.Как и во всех других сферах, разрешением этих и других противоречий реформаторам виделась кардинальная смена административного устройства. Накануне V Пленума произошло слияние республиканских кинокомитетов с национальными министерствами культуры. Это нарушило привычный порядок многоступенчатого подчинения, но в то же время поставило местные студии в положение «слуги двух господ», имеющее, как водится, свои преимущества. С одной стороны, республиканские министерства культуры и Госкино оказались в неразрешимом отныне конфликте, с другой — творческие деятели, вчерашние борцы за свободу и равенство, занимая начальственные места, превращались в поборников охранительной системы, не допуская никакой творческой конкуренции.Представители республиканских СК требуют на V Пленуме покончить с чиновничьим диктатом и предоставить студиям полную самостоятельность, в том числе во внешнеэкономической деятельности. При этом они хотят сохранить государственное финансирование по крайней мере на переходный период, потому что небезосновательно боятся рынка: у каждой из маломощных республиканских студий есть по несколько (чаще всего по одному) действующих классиков, а состояние молодой режиссуры повсеместно можно считать плачевным. Ясно, что при переводе на самофинансирование национальные кинематографии потерпели бы немедленный экономический крах. Однако выпуск хотя бы одного блокбастера в год (при условии сохранения всесоюзного рынка) мог окупить годовые затраты студии. Еще никто не предполагает, что случившийся вскоре распад Союза приведет к гибели едва ли не все развитые кинематографии на постсоветском пространстве.Пока же кинематографисты страны осознают необходимость держаться вместе, но единственным способом сохранения профессионального сообщества им представляется разъединение СК СССР: республиканские союзы настаивают на юридической и финансовой самостоятельности, российские кинематографисты — на создании СК России и отдельно — Москвы. В сущности, это и будет главным итогом Пленума, решение которого реализуется лишь спустя два года, когда новый, выбранный на VI съезде, секретариат СК с Давлатом Худоназаровым во главе реорганизует общесоюзный СК в Конфедерацию Союзов кинематографистов. На правах самостоятельных субъектов, помимо республиканских союзов, в нее войдут СК Москвы и Ленинграда. А в скором будущем Конфедерация и покинувший ее СК России на долгие годы станут непримиримыми врагами. Конфедерация будет создана летом 1990 г., буквально за два месяца до Беловежского соглашения, отчасти предсказав путь, по которому скоро пойдет вся страна.«Структура СК СССР дублировала структуру партийных этажей — точно так же Коммунистические партии были во всех республиках, кроме России. С одной стороны, в этом проявлялись остатки здравого смысла: содержать бюрократический аппарат еще и для России было бы нелепо, учитывая, что центральный аппарат был де факто российским. С другой стороны, это давало повод русофилам говорить об угнетении советской системой в том числе, и даже в большей степени, русской нации — что в известном смысле было правдой. Хотя говорить надо было не только об угнетении, но и о развращении властью». «В экономическом плане явно выигрывали те из союзов, где имелись собственные Дома творчества, — СК Грузии, Армении и Латвии, а также СК, при которых существовали отделения Всесоюзного Бюро пропаганды советского кино, имевшие свое прибыльное производство». Если российские киностудии производили до 100 игровых фильмов в год, то украинские и белорусские — по 25, грузинские — до 10, а студии других республик — от 2 до 5. В 1986 г. средняя посещаемость молдавского фильма составляла 3,1 млн. зрителей, грузинского — 2, азербайджанского — 1,9, армянского — 1,5, туркменского и узбекского — 1,3, литовского — 0,4. Иди и смотри «Беларусьфильма» собрал 28,9 млн. зрителей, Тайны мадам Вонг «Казахфильма» — 27,8, Двойной капкан Рижской киностудии — 42,9, Капкан для шакалов «Таджикфильма» — 21,8. В результате средние данные по казахской (12,7), белорусской (14,0) и латвийской (23,1) студиям в 1986 г. превышали средние данные по «Ленфильму» (9,1), «Мосфильму» (8,6) и студии им. Горького (7,2).