10 сумасшедших ученых в кино | KinoSight.net — кино глазами блогера

10 сумасшедших ученых в кино | KinoSight.net — кино глазами блогера
10 сумасшедших ученых в кино | KinoSight.netГлавная Статьи 10 сумасшедших ученых в кино17 сентября в мире отмечали день изобретателя, поэтому предлагаю подборку фильмов, в которых наука, поиски истины и (временами злой) гений продуцируют самые удивительные изобретения и открытия. В начале ХХ века, благодаря развитию естественных наук, человек стал отождествляться с машиной, которую можно программировать как угодно. Речь шла о создании нового, идеального человека из кусочков старого. И это дело можно было бы поставить на конвейер и даже открыть «фабрики» по «переработке» населения. Все эти настроения нашли прямое отражение в кино. Зловещие ученые из фильмов тридцатых и сороковых годов играли на экране в богов, стремясь управлять человеческой жизнью и жизнью целого мира. С началом Холодной войны человечество сопровождал страх перед ядерной катастрофой и новыми изобретениями, которые, в конце концов, могут уничтожить все живое на земле. Массовая культура пополнилась новым образом нацистского ученого-садиста, который даже после уничтожения третьего Рейха продолжает свои чудовищные эксперименты. Современные изобретатели лишены идеализма своих предшественников. Наука сегодня прежде всего бизнес. Гениальные идеи приходят к молодым людям не в лабораториях, а за компьютером. Идеалист сегодня это Конструктор из “Пилы”, который в своей таинственной лаборатории втолковывает «подопытным», что право на жизнь еще надо заслужить.Метрополис (реж. Фриц Ланг, Германия, 1927) Жанр: фантастическая драма Изобретатель: Ротванг Изобретение: механическая женщина Гэл (Лже-Мария) Снятый по роману и сценарию Теа фон Гарбоу, фильм Фрица Ланга «Метрополис» считается одним из величайших шедевров немецкого экспрессионизма. В нем говорится о городе будущего Метрополисе, разделенном на две неравноправные половины. Наверху благородные горожане наслаждаются всеми благами жизни, а внизу нищие рабочие день и ночь обслуживают машины, благодаря которым живет Метрополис.Однажды сын правителя города Фредер встречает прекрасную девушку-работницу Марию. Он влюбляется в нее и спускается под землю, чтобы стать посредником между богачами Метрополиса и рабочими. В то же время зловещий ученый Ротванг, который задумал уничтожить Фредера, его отца и весь Метрополис, создает механическую женщину Гэл и дает ей облик Марии. Лже-Мария провоцирует рабочих на восстание и призывает их уничтожить животворные машины. Лента «Метрополис» полна различных библейских аллюзий, а механическая женщина-соблазнительница уподобляется Вавилонской блуднице, предвещающей апокалипсис. Интересно, что рабочее движение кажется Лангу губительным и обманным явлением, а улучшить жизнь рабочих может только сердечное примирение и единение со своим хозяином. В свою очередь, фигура Гэл это наследие эпохи романтизма с ее страхом перед зловещими двойниками.Франкенштейн (реж. Джеймс Вейл, США, 1931)Жанр: хоррор Изобретатель: доктор Франкенштейн Открытие: возможность воскрешать мертвую плоть Одна из самых знаменитых картин студии «Юниверсал», которая в тридцатых специализировалась на фильмах ужасов. Финансировал ее знаменитый тогдашний продюсер Карл Леммле-младший.Снятый по роману Мэри Шелли, фильм «Франкенштейн» мало напоминает оригинальное произведение. Лента сохранила лишь фамилию (но не имя) главного героя-ученого и сюжетный конфликт между ним и его творением. Молодой ученый Франкенштейн нашел способ воскрешать мертвых и сшил из нескольких трупов новое существо. Однако его творение оказалось агрессивным и опасным. После нескольких убийств, Франкенштейну пришлось встать на борьбу с собственноручно созданным монстром. Если Монстр в романе Мэри Шелли озлобился из-за недоброжелательности людей, то в фильме он, кажется, был готов к насилию «от рождения». Знаменитый актер Борис Карлофф изобразил Монстра неповоротливым, примитивным и грубым, хотя и наивным существом. Сам фильм поднимает этическую проблему – могут ли ученые вмешиваться в дела божьи и тем самым подвергать весь мир опасности. Впрочем, сейчас картина интересна и той непосредственностью, с которой создатели «Франкенштейна» отделяют «недочеловека» от «нормальных людей» и ставят его вне закона. Поэтому это история не только о напыщенном ученом, но и о человеке, которому общество не дает права на жизнь из-за его происхождения и внешнего вида.Человек-Невидимка (реж. Джеймс Вейл, США, 1933)Жанр: хоррор Изобретатель: Гриффин Изобретение: невидимость Еще одна лента, снятая в сотрудничестве режиссера «Франкенштейна» Джеймса Вейла и продюсера Карла Леммле-младшего на студии «Юниверсал». В ее основе одноименный роман Герберта Уэллса, в котором критиковалась идея «сверхчеловека» и его господство над другими. Примечательно, что картина Вейла была снята в год прихода Гитлера к власти. Молодой химик Гриффин находит способ стать невидимым. Правда, он не знает, что вернуться к обычному виду невозможно, а сам препарат превращает человека в жестокого безумца.Под действием своего препарата химик строит планы всемирного террора и мировой агрессии. Интересно, что фильм считает жестокость и жажду власти своего героя только следствием помрачения ума. Садисту Гриффину все время пытается помочь его невеста и ее отец, но только смерть возвращает его к человеческому облику. Доктор Джекилл и Мистер Хайд (реж. Виктор Флеминг, США, 1941)Жанр: хоррор Изобретатель: Доктор Джекилл Изобретение: возможность расщеплять низменную и духовную стороны собственной души Рассказ шотландского писателя Роберта Стивенсона «Странный случай Доктора Джекилла и Мистера Хайда» (1886) был воплощением типичных викторианских представлений о человеке, который мечется между греховностью и благочинностью собственной натуры. Молодой и скромный ученый Доктор Джекилл стремился создать двойника, который воплощал бы его развратные и непристойные фантазии. Однако мистер Хайд быстро вырвался из-под контроля и полностью парализовал волю своего создателя.Поучительная история о том, что шутить с моралью нельзя, очень понравилась пуританской Америке, и в течение ХХ века рассказ Стивенсона пережил несколько экранизаций. Муха (реж. Курт Нойманн, США, 1958)Жанр: хоррор Изобретатель: Андре Деламбр Изобретение: телепортация Фильм снят по одноименному рассказу Жоржа Ланжелана. Молодой физик изобрел устройство для телепортации. В рамках очередного опыта он решил переместить самого себя. На беду, в кабинку телепортации вместе с ним попала муха и при дезинтеграции их атомы смешались, поэтому у ученого вместо человеческой головы после опыта выросла голова мухи. Со временем он все больше преображался в подобие мухи, а муха, которая сбежала из лаборатории, стала превращаться в человека.Картина вместила немало страхов того времени: ее героев пугает слишком быстрый прогресс, отход от традиционного образа жизни, непонятные изобретения, которые могут привести к потере «нормального» человеческого облика. И такие «нежелательные» последствия прогресса необходимо уничтожать, иногда переступая через самого себя. По крайней мере, главная героиня «Мухи» не очень долго колебалась, убивая любимого мужчину, который в ее глазах превратился в «чудовище». В 1986-м канадский режиссер Дэвид Кроненберг снял свой знаменитый ремейк «Мухи», в котором человек-муха перестал быть бессловесной жертвой, а начал активно бороться за жизнь. Лента получила «Оскара» за лучший грим. Доктор Стрейнджлав, или как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу (реж. Стэнли Кубрик, Великобритания, 1964) Жанр: трагикомедия Изобретатель: доктор Стрейнджлав Изобретение: подземный бункер для спасения элиты от ядерной атаки Сатирическая лента Стэнли Кубрика рассказывает о ядерном кризисе, в который попали США и СССР из-за одного сумасшедшего американского генерала, который самовольно отправил целый корпус бомбардировщиков сбрасывать атомные бомбы на Советский Союз. На беду, россияне сконструировали секретную Машину Смерти, которая в случае бомбардировки отправит в США ядерный заряд, способный уничтожить все живое на Земле.Военное совещание в Пентагоне пытается уладить ситуацию и найти способ отозвать самолеты. Среди ее участников американский президент и генералы, российский посол и бывший нацистский ученый доктор Стрейнджлав. Он изменил свою немецкую фамилию и перешел на сторону США, однако нацистские замашки постоянно пробиваются через его маску добропорядочного ученого. Стрейджлав предлагает политикам отобрать группу наиболее чистокровных американцев, которые могли бы пережить ядерный апокалипсис под землей. Он окончательно убеждает одного из генералов, когда заявляет, что ради воспроизведения каждый мужчина будет иметь по десять жен. Доктор Стрейнджлав это аллюзия на многочисленных нацистских ученых, разрабатывавших ядерное оружие для Гитлера, а затем перешедших на службу США. Кстати, роли безумного доктора, американского президента и героического британского офицера, который пытается предотвратить ядерную катастрофу играет один актер знаменитый комик Питер Селлерс. Назад в будущее (реж. Роберт Земекис, США, 1985) Жанр: фантастика Изобретатель: Доктор Эмметт Браун Изобретение: машина времени ДеЛориан В фильме речь идет о школьнике Марти МакФлае, который случайно попадает в прошлое и пытается помочь своим будущим родителям преодолеть подростковые проблемы. Одновременно он доказывает себе, что способен на смелые поступки. В прошлое парня переносит машина времени, которую сконструировал из старого автомобиля марки ДеЛориан добродушный и чудаковатый изобретатель Эмметт Браун. В целом картина «Назад в будущее» имела еще два фильма-продолжения, в которых Марти вместе с Доком путешествовали и в собственное будущее, и в далекое прошлое, спасая потомков и предков парня от разных бед.Трилогия получила немало различных наград и получила множество поклонников, среди которых были в частности американские президенты Ричард Никсон и Джордж Буш-старший. Роль Марти МакФлая сделала актера Майкла Дж. Фокса знаменитым. Но звездой фильма все же стал харизматичный Док Браун, которого сыграл комедийный актер Кристофер Ллойд. Этот персонаж является своеобразным дружеским шаржем на всех «безумных ученых», а его растрепанные седые волосы напоминает прическу Альберта Эйнштейна. Пила (реж. Джеймс Ван, США, 2004)Жанр: хоррор Изобретатель: Конструктор Изобретение: «Игра» Двое мужчин приходят в себя в заброшенном ванной комнате. Между ними лежит труп с простреленной головой. Мужчины прикованы цепями, каждый из них получает подсказки, с помощью которых можно выбраться на волю. В конце концов, становится понятным, что выжить может только один заключенный. Между тем полиция выходит на след неизвестного маньяка, который похищает людей и заставляет их играть в кровавую игру на выживание. Фильм «Пила» сразу же завоевал популярность среди любителей хоррора и пережил еще целый ряд сиквелов. Он стал самым прибыльным хоррор-сериалом в мире. Последняя картина франшизы даже вызвала скандал в Украине – печально-известная НЭК нашла в киноленте «жестокость, насилие, обесценивание человеческой жизни», а прокатная комиссия не выдала ей прокатного удостоверения.Интересно, что «высокоинтеллектуальные» эксперты совершенно перекрутили настоящее послание «Пилы». Конструктор создавал свои многочисленные и разнообразные средства для пыток, чтобы научить своих «пациентов» ценить собственные жизни. Для экспериментов он выбирал предателей, лжецов и наркоманов, давая им возможность «исправиться». Наконец, современный человек, уверенный в суверенности своего частного пространства, больше всего боится потерять его. И Конструктор воплощает этот страх в жизнь. * * *Советское кино создало совершенно иной образ ученого-изобретателя. Ученые Страны Советов не изображались безумцами и злыми гениями, потому что они работали «на благо человечества». В советских фильмах они открывали новые законы и планеты, конструировали космические корабли и создавали хороших роботов. Зло жило на Западе и добрый советский ученый рисковал подвергнуться его пагубному влиянию. В сталинских фильмах существовал сюжет о чужеземном ученом, который похищает или нагло присваивает гениальное открытие советского (или российского, если действие происходит при царе) ученого. Советский ученый был воплощением мудрости, справедливости и благородства. Таким он остался и в нашей памяти. Эффект Ромашкина (реж. Роман Балаян, СССР (Украина), 1973) Жанр: музыкальная комедия Изобретатель: Пенсионер Ромашкин В.В. и профессор Занозов А.И Изобретение: способ передачи галлюцинаций на расстоянии Режиссерский дебют советского классика Романа Балаяна рассказывает о пенсионере, после употребления кефира активно галлюцинирующего. Самоотверженный профессор Занозов в своей лаборатории пытается научиться передавать эти видения на расстоянии, чтобы сделать их достоянием всех советских людей. К ним присоединяются четверо кинолюбителей, которые на примере «Эффекта Ромашкина» пытаются снять фильм о пользе кефира. В этом фильме нетрудно найти элементы трип-культуры, которая тогда как раз активно развивалась «на Западе», а также заметить любимый балаяновский мотив «полетов во сне и на яву». Правда, в поздних фильмах Романа Гургеновича летали люди, а здесь бутылки с кефиром, прицепленные к воздушным шарикам.Наконец, несмотря на кажущуюся простоту, картина способна многое рассказать о своем времени. Ромашкин это некий метафорический советский режиссер, который пытается делиться своими видениями с людьми, однако ему не хочется критиковать действительность, а наоборот, конструировать светлые картины идиллической жизни. И он, как любая творческая личность, отстаивает право на собственное видение и начинает сопротивляться, когда ему пытаются навязать «сверху» что и как «видеть». Иван Васильевич меняет профессию (реж. Леонид Гайдай, СССР (Россия), 1973)Жанр: музыкальная комедия Изобретатель: Александр Тимофеев (Шурик) Изобретение: машина времениЛента снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Скромный инженер Шурик в собственной квартире строит машину времени. Случайно он отправляет своего управдома Ивана Васильевича вместе с квартирным вором Жоржем Милославским во времена Ивана Грозного. Зато к Шурику попадает настоящий Иван Грозный. Изобретателю надо вернуть царя домой, пока управдом с вором не развалили Московское государство. Лента Гайдая сразу завоевала популярность у зрителей. Она завершала рассказ о народном любимце Шурике, а также захватывала своей откровенной сатирой советского быта. Цитаты из картины «Ты пошто боярыню обидел?»​​, «Икра черная, икра красная, икра заморская баклажанная» буквально «пошли в народ».
Продолжите в комментариях этот список сумасшедших кино-ученых.Ранее в этой же рубрике:К записи оставлено 18 коммент.Оставить комментарий или два